Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов, а также судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
НЕОБОСНОВАННАЯ НАЛОГОВАЯ ВЫГОДА
Информация ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15446623/)
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 определены некоторые признаки трудовых отношений. В частности, выполнение работником трудовой функции под контролем работодателя, подчинение правилам трудового распорядка, обеспечение работодателем условий труда, а также стабильный характер отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение сотрудником работы по определенной специальности и т.д. Наличие указанных признаков во взаимоотношениях самозанятого с заказчиком может свидетельствовать о незаконной налоговой оптимизации.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Определение Верховного суда РФ от 27.01.2025 № 309-ЭС24-18347
Денежные средства, формирующие положительное сальдо единого налогового счета, несмотря на целевое назначение указанных денежных средств, являются собственностью налогоплательщика до момента их списания в счет исполнения соответствующих налоговых обязательств, следовательно, на данные средства распространяются все конституционные гарантии права собственности. Действия по произвольной (неправомерной) корректировке в сторону уменьшения положительного сальдо единого налогового счета подлежат квалификации в качестве действий по излишнему взысканию денежных средств, а восстановление нарушенного права налогоплательщика надлежит производить с использованием механизмов, установленных положениями соответствующих статей Налогового кодекса. С учетом установленного факта неправомерного двойного списания денежных средств с ЕНС налогоплательщика позиция судов по отказу в начислении процентов на суммы излишне списанных налогов повлекло нарушение законных интересов общества, а также принципа поддержания доверия к действиям государственных органов применительно к сфере публичных правоотношений.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Письмо ФНС России от 10.01.2025 N БВ-4-7/58@
Истребование документов (информации) у лиц, не являющихся контрагентами проверяемого налогоплательщика, является допустимым и не противоречит положениям пункта 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Вместе с тем требование о представлении документов (информации) может быть признано не соответствующим пункту 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуказания в требовании цепочки контрагентов и отсутствия возможности установить связь истребуемых документов и сведений с проверяемым налогоплательщиком.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Определение Верховного суда РФ от 27.01.2025 № 305-ЭС24-17887
В порядке исключения из общего правила определены категории товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов. Так, на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса ставка НДС 10 процентов применяется при реализации продовольственных товаров, в том числе овощей. Коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством РФ (последний абзац пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса). Во исполнение целей указанной нормы права Правительство РФ постановлением от 31 декабря 2004 г. № 908 (далее – Постановление № 908) утвердило Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с ОКПД, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации. Данным перечнем к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10 процентов, Правительством Российской Федерации отнесены, в частности, семена сахарной свеклы (входит в группу кодов «Овощи, включая картофель»; содержит код 01.13.72, присвоенный в соответствии с ОКПД). Таким образом, с учетом буквального содержания подпункта 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса законодатель установил применение налоговой ставки 10 процентов при реализации соответствующих объектов налогообложения, в том числе в отношении семян сахарной свеклы. Действия налогового органа, произвольно изменившего установленное законодательством право на применение пониженной налоговой ставки в отношении реализуемого обществом товара, не совместимы с принципами поддержания доверия к закону и действиям государства.
Письмо Минфина России от 05.11.2024 N 03-07-08/108297
Российская организация имеет право на вычет налога на добавленную стоимость, исчисленного в 2024 году при перечислении денежных средств иностранному лицу за приобретенные до 1 января 2023 года неисключительные права на использование комплекса объектов интеллектуальной собственности, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, в налоговом периоде, в котором такая организация исчисляет налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента.
Письмо ФНС России от 16.12.2024 № СД-4-3/14239@
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона N 100-ФЗ российские организации и индивидуальные предприниматели, в том числе российские комиссионеры, агенты и поверенные (далее - российские продавцы), вправе принять к вычету исчисленные в течение 2023 года и первого полугодия 2024 года и уплаченные в бюджеты других государств - членов ЕАЭС суммы НДС, установленного законодательством этих государств - членов ЕАЭС, при реализации товаров посредством электронных торговых площадок покупателям - физическим лицам на территориях других государств - членов ЕАЭС при условии, что указанные суммы налога не предъявлялись покупателям физическим лицам, а уплачивались в бюджеты других государств - членов ЕАЭС за счет средств российских продавцов. Вычет указанных сумм налога может быть заявлен в налоговых декларациях, представляемых за третий и четвертый кварталы 2024 года. В целях получения налогового вычета сумм НДС, уплаченных в бюджеты других государств - членов ЕАЭС, российские продавцы представляют в налоговый орган по месту своего учета вместе с налоговой декларацией по НДС отчет о таких уплаченных суммах НДС и документы, подтверждающие уплату сумм НДС в бюджеты других государств - членов ЕАЭС.
Письмо Минфина России от 15.11.2024 N 03-07-07/113542
В целях применения освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного вышеуказанным подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, при определении среднемесячного размера выплат и иных вознаграждений, начисленных индивидуальным предпринимателем в пользу физических лиц, используется показатель среднесписочной численности работников, который указывается в титульном листе расчета по страховым взносам за соответствующий расчетный (отчетный) период, утвержденного приказом ФНС России от 29 сентября 2022 г. N ЕД-7-11/878@.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо Минфина России от 15.10.2024 N 03-03-06/1/99855
При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик вправе учитывать любые расходы при соответствии их критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ, и при условии, что такие расходы не поименованы в статье 270 НК РФ. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом, учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности или полученного результата.
Письмо Минфина России от 08.11.2024 № 03-08-05/109963
В случае привлечения платежного посредника для перечисления доходов иностранной организации в связи с введенными в отношении Российской Федерации ограничениями на банковские операции такой посредник не считается источником выплаты дохода иностранной организации. Если доход иностранной организации признается доходом от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению в Российской Федерации, налоговым агентом признается российская организация, выплачивающая через посредника доход иностранной компании, вне зависимости от того, каким образом проведена оплата.
Письмо Минфина России от 05.12.2024 № 03-03-06/1/122830
Учитывая редакцию подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Кодекса в редакции Федерального закона N 176-ФЗ, расходы на адаптацию и модификацию программ для ЭВМ, баз данных с 01.01.2025 года учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при этом коэффициент 2 к ним не применяется. К расходам, связанным с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, относящихся к сфере искусственного интеллекта, осуществленным до 01.01.2025 года, и признаваемым в том числе после 01.01.2025 года, применяется коэффициент 1,5. Если же дата осуществления расходов, связанных с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) программ для ЭВМ и баз данных, программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, приходится на период начиная с 2025 года, то такие расходы учитываются в размере фактических затрат с применением коэффициента 2.
Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-03-06/1/100814
Если электронный посадочный талон, имеющий статус «использован», подтверждает факт перевозки работника, то такой документ, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, может являться оправдательным документом для подтверждения потребления услуги воздушной перевозки.
Письмо Минфина России от 24.10.2024 N 03-03-06/1/103272
Для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций датой возникновения дохода от реализации (предоставления) услуги является факт оказания услуги. Данный вывод справедлив также и в случае, если заказчик не подписал акт об оказании услуг, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора по оказанию услуг выполнены. Следовательно, выручка от реализации услуг подлежит признанию при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на дату оказания услуг.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Письмо Минфина России от 18.11.2024 № 03-04-06/114208
Если в течение установленного пунктом 17.2 статьи 217 Кодекса срока владения на праве собственности или ином вещном праве размер доли налогоплательщика в уставном капитале общества увеличился в результате осуществления действий, направленных на исполнение пункта 5 статьи 24 Федерального закона, то освобождение от налогообложения, предусмотренное пунктом 17.2 статьи 217 Кодекса, применимо к доходам от реализации «увеличенной№ доли участия в уставном капитале общества (либо ее части).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Определение Верховного суда РФ от 26.11.2024 № 306-ЭС24-13246
Ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества налогоплательщика в имущественный комплекс для целей совершения сделок с ним (купли–продажи, передачи в залог и т.п.) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно–сочлененного объекта, как объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Имущество, правомерно учтенное налогоплательщиком в качестве самостоятельных инвентарных объектов движимого имущества (машины и оборудование), в том числе объекты, не являющиеся частями зданий и сооружений, либо выступающие частями зданий и сооружений, но не подлежащие учету в составе комплекса конструктивно–сочлененных предметов (требующие периодического обновления в силу существенно меньшего срока предполагаемой эксплуатации в сравнении со сроком полезного использования всего здания или сооружения и (или) не вносящие существенного вклада в стоимость соответствующего комплекса), не облагается налогом на имущество организаций. Спорные элементы объектов: «Солнечная электростанция мощностью 10 МВт» и «Нефтезаводская СЭС 20 МВт» по своей сути не являются частями зданий (сооружений), соответственно, оснований для взимания налога на имущество со стоимости спорных элементов объектов: «Солнечная электростанция мощностью 10 МВт» и «Нефтезаводская СЭС 20 МВт» не имелось.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Постановление КС РФ от 21.01.2025 N 2-П
Подпункт 5 статьи 39, пункт 1 статьи 41, пункты 1 и 2 статьи 248, пункты 1 и 2 статьи 249, а также пункт 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ - в той мере, в какой они в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности, порождающей различное истолкование в правоприменительной практике, допускают произвольное разрешение вопроса о возникновении у общества с ограниченной ответственностью, применяющего упрощенную систему налогообложения, дохода в случае передачи им имущества в счет выплаты действительной стоимости доли вышедшему из него участнику и, соответственно, произвольное определение размера налогооблагаемого дохода в этом случае, - не соответствуют Конституции РФ. Впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений Конституционный Суд РФ полагает возможным, руководствуясь Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ», предусмотреть следующий порядок исполнения настоящего Постановления: передача (отчуждение) обществом с ограниченной ответственностью, применяющим упрощенную систему налогообложения, имущества в счет выплаты действительной стоимости доли вышедшему из него участнику предполагает необходимость обложения налогом экономической выгоды такого налогоплательщика в виде действительной (рыночной) стоимости доли, определяемой в установленном порядке на момент после перехода ее к налогоплательщику.