Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение КС РФ от 28.03.2024 N 576-О
Несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ; несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной НК РФ; пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Определение КС РФ от 28.03.2024 N 603-О
Начисление налогоплательщику пени за те периоды просрочки уплаты налога, которые были обусловлены нарушениями налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля, не противоречит положениям Конституции РФ, поскольку в системе действующего налогового законодательства обязанность по своевременной уплате налога в установленном законом размере, как и ответственность за ее неисполнение, возложена именно на налогоплательщика, который в том числе обязан в полной мере компенсировать нанесенный им ущерб несвоевременной уплатой налогов путем уплаты пени за каждый день просрочки.
НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Письмо ФНС России от 15.05.2024 N ЗГ-2-15/7345
По вопросу об ответственности, если срок подачи налоговой декларации по НДС пропущен из-за технических неполадок в системе 1С, ФНС России сообщает, что в случае невозможности формирования и (или) направления налоговой отчетности по ТКС в установленные НК РФ сроки по причинам, не зависящим от налогоплательщика, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы, подтверждающие указанные обстоятельства. Такими подтверждающими документами являются в том числе письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (расчетов) в периоды, соответствующие срокам представления налоговых деклараций (расчетов), установленным НК РФ. При представлении налогоплательщиком подтверждающих документов до завершения камеральной налоговой проверки или до вручения акта налоговой проверки налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности, установленной пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ. При представлении налогоплательщиком ходатайства о неприменении штрафных санкций, установленных пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ (с приложением подтверждающих документов), после вручения акта налоговой проверки такой налогоплательщик не привлекается к вышеуказанной ответственности.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Приказ ФНС России от 14.03.2024 N ЕД-7-15/202@
Утверждены формы реестров и порядок их заполнения (подлежащие применению с 1 июля 2024 года), которые должны представлять перевозчики и лица, которые оказывают связанные с экспортом услуги и работы: реестр, содержащий сведения из деклараций на товары (таможенных деклараций, полных таможенных деклараций) и предусмотренный подпунктом 3 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ; реестр, содержащий сведения из таможенных деклараций, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренный подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ; реестр, содержащий сведения из транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренный подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ (при перевозке товаров железнодорожным транспортом); реестра, содержащий сведения из транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренный подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ (при перевозке товаров автомобильным транспортом); реестр, содержащий сведения из транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренный подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ (при перевозке товаров воздушным транспортом); реестр, содержащий сведения из транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов и предусмотренный подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ (при перевозке товаров морскими или речными судами, судами смешанного (река - море) плавания); реестр, содержащий сведения из перевозочных документов и предусмотренный пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ; реестр, содержащий сведения из перевозочных, товаросопроводительных или иных документов и и предусмотренный пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ; реестр, содержащий сведения из перевозочных документов и предусмотренный пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ; реестр, содержащий сведения из перевозочных документов и предусмотренный абзацем пятым пункта 5 и пунктами 5.3, 6, 6.1, 6.2, 6.4 статьи 165 НК РФ.
Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 03-07-11/18515
Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).
Письмо ФНС России от 23.05.2024 N СД-4-3/5790@
Если покупатель заявляет к вычету с перечисленной продавцу предоплаты НДС, то налог восстанавливается в том налоговом периоде, в котором суммы НДС по приобретенным товарам подлежат вычету. То есть это происходит после их принятия на учет при наличии счетов-фактур и первичных документов. На практике возникают ситуации, когда продавец произвел отгрузку товаров в одном налоговом периоде, а покупатель принял их на учет в другом. При этом обязанность последнего восстановить НДС возникает в период принятия товаров на учет и не зависит от того, когда продавец отгрузил товар. Например, в первом квартале покупатель перечислил продавцу предоплату в счет предстоящей поставки товаров и принял к вычету НДС, предъявленный последним по этой сумме. Товары отгружены продавцом во втором квартале, а приняты к учету покупателем — в третьем. НДС восстанавливаются покупателем в третьем квартале.
Письмо ФНС России от 05.04.2024 N ЗГ-2-15/5332@
По вопросу об указании в счете-фактуре страны происхождения товаров, подлежащих прослеживаемости, при ввозе в РФ с территории ЕАЭС, ФНС России сообщает следующее. Учитывая, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов ЕАЭС таможенная декларация не оформляется, Графа 10 счета-фактуры заполняется в случае наличия таких сведений в счете-фактуре поставщика товаров, подлежащих прослеживаемости.
Письмо Минфина России от 19.03.2024 N 03-07-11/24816
По вопросу о порядке восстановления сумм НДС при выплате дивидендов недвижимым имуществом Минфин России сообщает, что при выплате дивидендов недвижимым имуществом право собственности на него переходит к участнику общества, передача обществом недвижимого имущества в счет выплаты учредителям дивидендов является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, предусмотренный статьей 171.1 НК РФ, при осуществлении налогоплательщиком операций по передаче объектов недвижимости, не облагаемых налогом на добавленную стоимость в соответствии с положениями главы 21 НК РФ, не применяется.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо Минфина России от 04.03.2024 N 03-03-06/1/19130
Если первоначальная стоимость нематериального актива, затраты на приобретение которого изначально отнесены к материальным расходам, после проведения модернизации превысит 100 000 рублей, такой нематериальный актив следует отнести к амортизируемому имуществу для целей налогообложения прибыли организаций, а расходы на проведение модернизации следует учитывать путем начисления амортизации.
Письмо Минфина России от 25.04.2024 N 03-03-06/1/38979
По вопросу учета в целях налога на прибыль излишне уплаченных в предыдущем налоговом периоде сумм транспортного налога Минфин России сообщает, что учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы транспортного налога, не может квалифицироваться как ошибочный. При этом в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по транспортному налогу в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного налога соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.
Письмо Минфина России от 03.04.2024 N 03-03-06/3/30336
По вопросу об исчислении для целей налогообложения прибыли амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе в период их временного простоя, Минфин России сообщает, что период простоя (временного простоя) для целей налога на прибыль организаций, в том числе его предельный срок, главой 25 НК РФ не регулируется.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Письмо ФНС России от 19.03.2024 N ЗГ-2-11/4159@
При определении налоговой базы по доходам от долевого участия в деятельности организации, полученным физическими лицами в виде дивидендов, стандартные налоговые вычеты не применяются.
Письмо ФНС России от 06.05.2024 N ЗГ-2-11/7005@
Справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога за предыдущие годы, выдаются по форме, действовавшей в соответствующий налоговый период.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
Налоговые органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на будущее время должны соотносить свои действия и решения, связанные с включением объектов недвижимости в кадастровые перечни, с содержанием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2020 N 46-П. В то же время пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях по уплате налога, которые уже завершены, а налог в рамках которых исчислен исходя из включения объекта недвижимого имущества в перечень и уплачен, из данного Постановления не вытекает.
Письмо ФНС России от 18.06.2024 N БС-4-21/6770@
ФНС России направила для использования в работе обзор (в табличной форме) результатов рассмотрения отдельных налоговых споров, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, в рамках которых установлено необоснованное (искусственное) разделение в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, относящегося к недвижимому имуществу (сооружению). В обзоре рассматриваются такие объекты как линии энергопередачи, магистральный нефтепровод, магистральный трубопровод, ГЭС, ТЭЦ, паротурбинная электростанция, система очистки и отвода сточных вод с территории промплощадки, элеватор.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Письмо ФНС России от 08.05.2024 N СД-4-3/5416@
Сумма удержанного маркетплейсом из выручки налогоплательщика вознаграждения является расходом налогоплательщика, учитываемым при определении налоговой базы по УСН. То есть, на примере, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, продал через маркетплейс товары на 1 000 рублей. Маркетплейсом из этой суммы было удержано агентское вознаграждение в размере 100 рублей. Продавцу маркетплейсом перечислено 900 рублей разницы между суммой поступлений от покупателя за реализованный товар (1 000 рублей) и суммой удержанного маркетплейсом вознаграждения (100 рублей). При этом, при определении налоговой базы по УСН налогоплательщик отражает в доходах сумму в размере 1 000 рублей, а в расходах отражает сумму агентского вознаграждения, удержанного маркетплейсом, в размере 100 рублей.