Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Постановление Правительства РФ от 26.12.2023 N 2315 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 29.03.2023 N 500»
Правительство РФ продлило на 2024 год послабления по взысканию налоговых долгов и начислению пеней. До 31 декабря 2024 г. продлен срок, в течение которого не будут начислять пени, если налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомления об исчисленных налогах или совсем его не направил. При этом на едином налоговом счете должно быть достаточно средств для погашения обязанности по уплате налога. Предельный срок направления требований об уплате налоговой задолженности и применения мер взыскания в 2024 г. может быть увеличен максимум на 6 месяцев.
Определение КС РФ от 27.12.2023 N 3537-О
Несоблюдение инспекцией сроков в рамках налогового контроля не изменяет порядок исчисления сроков для принудительного взыскания долгов. Проверяя сроки для такого взыскания, суды учитывают сроки совершения проверяющими действий в той длительности, которая установлена НК РФ. Несвоевременные действия по взысканию долгов не продлевают совокупный срок принудительного взыскания.
Письмо ФНС России от 27.12.2023 N БВ-4-7/16343@
ФНС России в целях единообразного применения положений статьи 122 НК РФ при представлении налогоплательщиками в порядке статьи 81 НК РФ уточненных налоговых деклараций по итогам налогового периода с суммой налога к доплате в бюджет после истечения установленного срока для представления соответствующих деклараций и срока уплаты налога сообщает следующее:
-
обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки, в котором указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах. Направление в адрес налогоплательщика требования о представлении пояснений по выявленным ошибкам в налоговой декларации, по противоречиям между сведениями, содержащимися в представленных документах, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, до составления акта налоговой проверки, не свидетельствует об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога.
-
положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, больше денежного выражения совокупной обязанности, под которой понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, и сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему РФ в случаях, предусмотренных НК РФ, за исключениями, указанными в пункте 2 статьи 11, пунктах 3 и 7 статьи 11.3 НК РФ. При этом в силу нормативных предписаний законодательства о налогах и сборах, а также на основании соответствующего заявления налогоплательщика суммы положительного сальдо единого налогового счета могут быть зачтены в счет исполнения предстоящих обязанностей налогоплательщика по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса). Учитывая, что на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 НК РФ в день возникновения задолженности на едином налоговом счете суммы, зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности налогоплательщика, признаются единым налоговым платежом, такие суммы также подлежат учету при решении вопроса об освобождении от ответственности.
-
при разрешении вопроса о достаточности размера положительного сальдо для покрытия как суммы налога, так и пени следует учитывать, что пени не начисляются на имеющиеся в соответствующий календарный день суммы положительного сальдо и суммы, зачтенные в счет исполнения предстоящих обязанностей (пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.03.2023 № 500).
-
в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 81 НК РФ для освобождения от ответственности соблюдение условия о наличии положительного сальдо единого налогового счета не требуется, если уточненная декларация к доплате представлена после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были выявлены нарушения.
-
в случае несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 81 НК РФ, при представлении уточненной налоговой декларации, увеличивающей налоговые обязательства налогоплательщика по итогам налогового периода, основания для освобождения от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, отсутствуют. При этом если налоговым органом решается вопрос о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, размер штрафа должен определяться с учетом пункта 4 статьи 122 НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 122 НК РФ не признается правонарушением неуплата или неполная уплата налога (сбора, страховых взносов) в случае, если у налогоплательщика (плательщика сбора, страховых взносов) со дня, на который приходится установленный НК РФ срок уплаты налога (сбора, страховых взносов), до дня вынесения решения о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 данной статьи, непрерывно имелось положительное сальдо единого налогового счета в размере, достаточном для полной или частичной уплаты налога. В этом случае налогоплательщик (плательщик сбора, страховых взносов) освобождается от предусмотренной настоящей статьей ответственности в части, соответствующей указанному положительному сальдо единого налогового счета. Учитывая, что основания для привлечения к ответственности при представлении уточненной налоговой декларации, увеличивающей налоговые обязательства налогоплательщика, определяются на момент ее представления, размер непрерывного положительного сальдо необходимо устанавливать за период со срока уплаты налога до дня представления такой уточненной налоговой декларации. Иное толкование ставило бы налогоплательщика, добровольно уточнившего ранее задекларированную обязанность, в худшее положение по сравнению с налогоплательщиком, скрытая обязанность которого выявлена по итогам мероприятий налогового контроля.
-
факт самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок и неточностей и представления им уточненной налоговой декларации может учитываться при привлечении к ответственности как смягчающее ответственность обстоятельство даже в том случае, если при этом налогоплательщиком не были уплачены в срок налог и пени и приводить к снижению размера штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ, не менее чем в два раза с учетом иных конкретных обстоятельств, смягчающих ответственность. Наличие положительного сальдо на момент представления уточненной декларации, увеличивающей налоговые обязательства налогоплательщика по итогам налогового периода, также может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства и приводить к снижению размера штрафа пропорционально соотношению размера задекларированного налога к доплате к размеру имеющегося положительного сальдо.
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ
Письмо ФНС России от 23.01.2024 N ШЮ-4-13/620@
Положения приказа Минфина России N 86н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" в части расширения Перечня на государства (территории), которые не были включены в Перечень, утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н и действовавший по состоянию на 30 июня 2023 года, применяются с 1 января 2024 года. Соответственно, указанные положения приказа Минфина России N 86н не могут быть применены в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Кодекса в 2023 году (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), в целях признания таких сделок контролируемыми в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ.
Письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@
ФНС России по вопросу обеспечения корректного разграничения полномочий территориальных налоговых органов в рамках осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами сообщает следующее:
-
территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
-
к полномочиям территориальных налоговых органов в том числе относится выявление неотраженных в уведомлениях контролируемых сделок, составление и направление извещений в ФНС России, привлечение к налоговой ответственности. При этом налоговому органу необходимо убедиться, что полученных материалов достаточно для признания сделки контролируемой, составить и направить в ФНС России извещение в установленном порядке, при наличии оснований - привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 129.4 НК РФ. На этом полномочия территориального налогового органа исчерпаны.
-
территориальные налоговые органы не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную статьями 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 НК РФ, соответственно. Вместе с тем, при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг, налогоплательщик вправе предоставить территориальному налоговому органу документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы. При осуществлении налогового контроля цен ФНС России в порядке статьи 93.1 НК РФ направляет в территориальные налоговые органы поручения об истребовании документов (информации).
НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Определение КС РФ от 14.12.2023 N 3286-О
В случае, когда предприниматель (налогоплательщик) применял УСН и ЕНВД, подавал по этим режимам декларации и платил налоги, но при проверке инспекция установила, что налогоплательщик необоснованно применил ЕНВД и превысил доходы по УСН, доначислила налоги по общей системе налогообложения, привлекла к ответственности за неподачу деклараций и неуплату налогов, довод налогоплательщика о том, что его дважды наказали за одно и то же деяние, является не состоятельным. КС РФ отметил, что, если лицо совершило 2 и более нарушения, санкции взыскивают за каждое; наказание по п. 1 ст. 119 НК РФ обеспечивает эффективную превенцию нарушений; неуплата или несвоевременная уплата налогов по п. 1 ст. 122 НК РФ - отдельный состав налогового нарушения.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Письмо Минфина России от 09.11.2023 N 03-07-08/106701
В случае, если в договоре на реализацию товара предусмотрено обязательство об оплате этого товара в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, и при этом установлен фиксированный курс, по которому определенная договором сумма иностранной валюты пересчитывается в рубли, то есть на дату отгрузки товара его стоимость в рублях определена, положения пункта 4 статьи 153 НК РФ не применяются.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо ФНС России от 15.12.2023 N СД-4-8/15744
ФНС России по вопросу о порядке проведения зачетов в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, сообщает, что в случае, когда сумма произведенного зачета превышает сумму начислений, остаток денежных средств подлежит отражению в отдельной карточке налоговых обязанностей (ОКНО) и не учитывается в качестве единого налогового платежа. Данный механизм также действует в случае отсутствия в ОКНО начислений по сроку уплаты, указанному в заявлении о зачете. При этом денежные средства, отраженные в ОКНО в результате осуществления зачета по заявлению, могут быть признаны в качестве единого налогового платежа в случае представления налогоплательщиком заявления об отмене зачета в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 78 НК РФ или образования долга. Исключений в части порядка зачета денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета, в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, не предусмотрено.
Письмо Минфина России от 17.11.2023 N 03-03-06/1/109977
Минфин России по вопросу об учете недоамортизированной части капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в ОС, предоставленное в безвозмездное пользование и впоследствии приобретенное, сообщает, что, поскольку при формировании первоначальной стоимости объекта основных средств налогоплательщик (организация-ссудополучатель) учитывает все расходы, связанные с изготовлением (сооружением) и доведением до состояния, пригодного к эксплуатации объекта основных средств, то недоамортизированная часть капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в объект основных средств, ранее предоставленный по договору безвозмездного пользования и впоследствии приобретенный, также подлежит включению в состав расходов при формировании первоначальной стоимости такого объекта основных средств.
Письмо Минфина России от 21.12.2023 N 03-03-06/1/123828
Арендатор вправе начислять амортизацию на капитальные вложения в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия собственника имущества, в части затрат, не возмещаемых арендодателем, в течение срока действия договора аренды. После прекращения договора аренды арендатор должен прекратить начисление амортизации по указанному имуществу. В случае возмещения (частичного возмещения) арендодателем арендатору расходов, произведенных арендатором в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, часть таких капитальных вложений, не учтенных в период начисления амортизации, подлежащая возмещению, может быть учтена арендатором для целей налогообложения прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ при условии соответствия таких расходов требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ. При этом корректировка ранее начисленной арендатором в период действия договора аренды суммы амортизации на указанные капитальные вложения не производится.
Письмо Минфина России от 29.11.2023 N 03-03-06/1/114621
Первоначальная (остаточная) стоимость основных средств, полученных в качестве вклада в уставный капитал общества, определяется по данным налогового учета передающей стороны. В случае, если передающая сторона не формировала стоимость объектов основных средств, у получающей стороны по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал, первоначальная стоимость в налоговом учете при отсутствии дополнительных затрат самого налогоплательщика признается равной нулю.
Письмо Минфина России от 30.11.2023 N 03-03-06/1/115081
Если при объединении нескольких объектов основных средств в единый объект основных средств в процессе создания образуется новый (вновь созданный) объект основных средств, то, его первоначальная стоимость определяется исходя из остаточной стоимости каждого входящего в него объекта основных средств, а амортизационная группа и срок полезного использования определяются в соответствии с Классификацией.
Письмо Минфина России от 01.12.2023 N 03-03-06/1/116026
При формировании дополнительных расходов на особо сложный и дорогой вид капитального ремонта организация должна соблюсти условие о неосуществлении такого ремонта основных средств в трех предыдущих налоговых периодах.
Письмо Минфина России от 14.01.2024 N 03-03-06/1/1801
Если договором страхования, заключенным на срок более одного отчетного периода, предусмотрена уплата страховой премии в рассрочку, то расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. "Окончательный" страховой взнос по договору страхования, рассчитанный по окончании договора страхования на основании производственных показателей, учитывая положения пункта 6 статьи 272 НК РФ о признании страховой премии, уплачиваемой в рассрочку, учитывается в целях налогообложения прибыли организаций единовременно на дату окончания договора.
НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ
Письмо Минфина России от 24.11.2023 N 03-03-06/1/112849
Убыток, полученный в период ведения раздельного учета доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, облагаемой по одной ставке, не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций, облагаемую по иной ставке, при исчислении прибыли за соответствующий год в целях расчета ее средней арифметической величины в рамках определения налоговой базы по налогу на сверхприбыль.
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Письмо ФНС России от 27.12.2023 N ШЮ-4-17/16342@
Налоговый статус физического лица за календарный год определяется исходя из общего времени фактического нахождения этого лица на территории РФ в календарном году. В случае нахождения физического лица на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, такое лицо может быть признано налоговым резидентом РФ в этом календарном году. Иных критериев в целях признания физического лица налоговым резидентом РФ, в том числе критериев гражданства или наличия вида на жительство, в настоящее время в НК РФ не содержится. Иностранное гражданство, наличие иностранного вида на жительство и пр. само по себе не свидетельствует об отсутствии статуса налогового резидента РФ. Перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в РФ и за пределами РФ, НК РФ не установлено. Такими документами могут являться копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, квитанции о проживании в гостинице, миграционная карта, табель учета рабочего времени и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица в РФ и за пределами РФ.
ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ
Письмо ФНС России от 09.02.2024 N Д-5-18/23@
Налоговые органы наряду с исками, прямо упомянутыми в статье 31 НК РФ, вправе предъявлять иски о возмещении вреда на основании статьи 1064 ГК РФ к физическим лицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений, вызвавших эти недоимки, или уголовное преследование которых в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям. При этом налоговым органам необходимо учитывать следующее:
- необходимо доказывать, что физическое лицо причастно к деятельности организации и влияет на ее действия.
-
вред заключается в непоступлении налогов и пеней в бюджет. Штраф в сумму, которая взыскивается с физического лица, не включается.
-
уголовно-правовые и административно-правовые санкции должны учитывать причины и условия деяния, а также личность правонарушителя и степень его вины.
-
нельзя взыскивать ущерб в двойном размере (с юридического лица по НК РФ и с физического лица по ГК РФ);
-
физическое лицо привлекается к гражданско-правовой ответственности за вред в виде неуплаты налогов лишь тогда, когда долги нельзя взыскать с организации.