Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение ВС РФ от 23.08.2021 N 305-ЭС21-6579
Отсутствие на счете гражданина, открытом для ведения предпринимательской деятельности, денежных средств в объеме, достаточном для погашения налоговой задолженности (в том числе, если выручка от предпринимательская деятельности фактически зачислена на текущий счет гражданина вместо его расчетного счета как индивидуального предпринимателя), не является основанием для обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете гражданина, открытом для удовлетворения личных нужд, но в соответствии с пунктом 1 статьи 47 НК РФ позволяет налоговым органам перейти к обращению взыскания на имущество гражданина в порядке исполнительного производства, требовать взыскания задолженности в судебном порядке.
Определение ВС РФ от 09.09.2021 N 302-ЭС21-5294В случае, когда заказчик поручил подрядчику строительные работы, заказчику было отказано инспекцией в налоговых вычетах выставленного подрядчиком НДС по причине отсутствия у подрядчика и привлеченного им субподрядчика достаточных ресурсов для исполнения договора (имущества, транспортных средств, материальных запасов, квалифицированного персонала), работы на объектах фактически выполнялись физическими лицами, не имеющими отношения к подрядчику и субподрядчику, то заказчику не должно быть однозначно отказано в праве на возмещение подрядчиком убытков (сумма налоговых вычетов) на основании формального довода о непроявлении самим заказчиком должной осмотрительности. В таком случае следует проверять соучастие заказчика в нарушениях, допущенных подрядчиком и субподрядчиком, согласованность действий заказчика и подрядчика (субподрядчика), направленность этих действий на получение экономического эффекта за счет неуплаты НДС в бюджет, недобросовестность действий подрядчика по отношению к заказчику. Вместе с тем, проявление заказчиком неосторожности при выборе контрагента (подрядчика) при заключении договора может служить лишь основанием для уменьшения судом размера ответственности подрядчика, но не для полного отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Приказ ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/478@
Утверждены форма решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в заявительном порядке, при проведении налогового мониторинга; форма заявления о применении заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость при проведении налогового мониторинга; форма постановления об осмотре территорий, помещений, документов и предметов при проведении налогового мониторинга.
Определение ВС РФ от 24.08.2021 N 308-ЭС21-13958
Срок для заявления налогового вычета на период сдачи декларации не продлевается. Указанный срок заканчивается в последний день квартала, в котором истекают 3 года.
Определение ВС РФ от 16.08.2021 N 309-ЭС21-6308
Наличие у налогового органа заявления о зачете (возврате) налога на момент принятия решения о возмещении суммы налога является обязательным условием для начисления предусмотренных пунктом 10 статьи 176 НК РФ процентов. В свою очередь, отсутствие соответствующего заявления на момент принятия решения является основанием для освобождения от начисления процентов и перехода к общему порядку зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога (статья 78 НК РФ).
Письмо Минфина России от 11.08.2021 N 27-01-22/64473
По вопросу отсутствия в счете-фактуре, полученном от поставщика после 1 июля 2021 г., РНПТ, а также отсутствия РНПТ в счете-фактуре, выставляемом покупателем при последующей реализации такого товара, и ответственности за выставление такого счета-фактуры, Минфин России сообщает, что положения пункта 5 статьи 169 НК РФ устанавливают обязанность включать в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, реквизиты прослеживаемости. В данном случае при отсутствии в полученном счете-фактуре РНПТ рекомендуется обратиться к поставщику с просьбой о корректном оформлении счета-фактуры и отражении в выставляемом счете-фактуре реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ. При отсутствии РНПТ у поставщика на товар, подлежащий прослеживаемости, находящийся в его собственности по состоянию на 8 июля 2021 г., поставщику необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, на указанный товар, в ответ на которое будет направлена квитанция о присвоении РНПТ. В отношении норм, устанавливающих ответственность за нарушения законодательства о национальной системе прослеживаемости, установлен переходный период - один год с момента вступления в силу основных положений законодательства о национальной системе прослеживаемости. Так, указанные нормы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года.
Письмо Минфина России от 23.08.2021 N 27-01-22/67650
Имущество, находящееся в собственности налогоплательщика и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товаров в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности, подлежит прослеживаемости. В этой связи в соответствии с положениями пункта 28 постановления N 1108, если товар приобретен до вступления в силу перечня товаров, подлежащего прослеживаемости, перед совершением операций с указанным товаром для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ), необходимо представить в ФНС России уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости. В случае, если такой товар приобретен после вступления в силу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, уведомление об остатках не представляются. Что касается переработки товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо подчеркнуть, что для целей национальной системы прослеживаемости товаров под переработкой признаются операции, при которых перерабатываемый товар становится неотделимой (неотъемлемой) частью готового товара, а также изменяется код ТН ВЭД ЕАЭС на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
Письмо ФНС России от 24.08.2021 N СД-4-23/11925@
Если налогоплательщиком при применении заявительного порядка возмещения налога представлена уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, заявленная к возмещению, по сравнению с первичной налоговой декларацией, то возврату в бюджет (в связи с частичной отменой решения о возмещении налога в заявительном порядке по первичной налоговой декларации) подлежит разница между суммами налога, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях. В таком случае уплате в бюджет подлежат проценты, начисленные только на сумму разницы между суммами налога, заявленными к возмещению в первичной и уточненной налоговых декларациях, применительно к пунктам 15, 17 статьи 176.1 и пунктам 12, 14 статьи 203.1 НК РФ. Если налогоплательщиком при применении заявительного порядка возмещения налога представлена уточненная налоговая декларация, в которой увеличена сумма налога, заявленная к возмещению, по сравнению с первичной налоговой декларацией, то возмещению подлежит сумма налога, заявленная налогоплательщиком дополнительно в уточненной налоговой декларации. При условии выполнения налогоплательщиком пунктов 2, 7 статьи 176.1 и пунктов 1, 2 статьи 203.1 НК РФ. В данном случае решение о возмещении налога в заявительном порядке по первичной налоговой декларации не отменяется, проценты на сумму налога, возмещенного в заявительном порядке, не начисляются. При этом правомерность суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке в первичной (уточненной) налоговой декларации, проверяется налоговым органом в ходе проведения налогового мониторинга. Если налоговым органом будет установлено, что сумма налога, возмещенная в порядке, предусмотренном статьей 176.1, 203.1 НК РФ, превышает сумму налога, подлежащую возмещению, то налоговый орган на основании пунктов 2, 3 статьи 105.30 и пункта 15 статьи 176.1, пункта 12 статьи 203.1 НК РФ составляет мотивированное мнение и одновременно принимает решение об отмене (полностью или частично) решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в части соответствующей суммы налога, не подлежащей возмещению. На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы налога начисляются проценты в порядке, определенном пунктом 17 статьи 176.1, пункта 14 статьи 203.1 НК РФ.
Письмо ФНС России от 23.08.2021 N 3-1-11/0115@
Если налогоплательщик не реализует товары, подлежащие прослеживаемости, или осуществляет операции по реализации работ (услуг), передаче имущественных прав, то графы 12 — 13 в счете-фактуре (универсальном передаточном документе со статусом «1»), составляемом на бумажном носителе, отображать необязательно. В случае если в счете-фактуре (форме УПД со статусом «1») сформированы графы 12 — 13, то при реализации товаров, не подлежащих прослеживаемости, работ (услуг, имущественных прав) эти графы не заполняются либо в них ставится прочерк.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо ФНС России от 30.07.2021 N БС-4-21/10776
В целях применения пункта 1 статьи 375 НК РФ остаточная стоимость объектов недвижимости, учтенных на балансе в качестве основных средств, определяется исходя из их первоначальной стоимости, уменьшенной на суммы накопленной амортизации и обесценения, с учетом последующих капитальных вложений, связанных с улучшением и (или) восстановлением объектов основных средств.
Письмо ФНС России от 02.09.2021 N БС-4-21/12421@
- Заявление о льготе может применяться, начиная с налогового периода 2022 года, для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций налогоплательщиками - российскими организациями, имеющими право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (пункт 8 статьи 382 НК РФ, пункт 81 статьи 2, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ).
-
Заявление о льготе предназначено для применения налоговой льготы налогоплательщиками - российскими организациями в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости (пункт 8 статьи 382 НК РФ). Для иных объектов налогообложения льготы по уплате налога, как и ранее, заявляются (указываются) в налоговой декларации по налогу (пункт 1 статьи 386 НК РФ, приложение N 3 к приказу ФНС России от 14.08.2019 N СА-7-21/405@).
-
Предельный срок для представления в налоговый орган заявления о льготе НК РФ не установлен.
-
Пунктом 2.1 приложения к письму ФНС России от 30.11.2020 N БС-4-21/19653@ "Об организации обработки формализованных сообщений, заявлений и уведомлений по вопросам налогообложения имущества" регламентировано, что заявление о льготе рассматривается налоговым органом по месту нахождения объекта налогообложения, указанного в заявлении о льготе. Заявление о льготе может быть рассмотрено иным налоговым органом, если законодательством и (или) организационно-распорядительными документами ФНС России рассмотрение заявления о льготе отнесено к полномочиям этого налогового органа.
-
НК РФ не предусмотрено представление заявления о льготе по объектам недвижимости, которые не являются объектами обложения налогом (пункт 4 статьи 374, пункт 8 статьи 382 НК РФ).
-
Согласно пункту 1 статьи 11.2 НК РФ, личный кабинет налогоплательщика используется для реализации налогоплательщиками своих прав, установленных НК РФ, только в случаях, предусмотренных НК РФ. Представление организациями заявления о льготе через личный кабинет налогоплательщика в настоящее время НК РФ не предусмотрено.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Письмо Минфина России от 04.08.2021 N 03-15-05/62566
Денежная компенсация, предусмотренная работнику в соответствии со статьей 236 ТК РФ за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений.