Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Письмо ФНС России от 18.10.2023 N ЗГ-3-26/13425
Обязанность, установленная Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, отдельные законодательные акты РФ и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой НК РФ" путем внесения изменений в пункт 3 статьи 29 НК РФ, вступающих в силу с 01.03.2024, в соответствии с которыми уполномоченный представитель, указанный в пункте 5.1 статьи 23 НК РФ, осуществляет свои полномочия на основании электронной доверенности, распространяется на доверенности, которые будут совершаться и применяться для подтверждения полномочий уполномоченных представителей после 01.03.2024. При этом прекращение использования квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц или замена квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя в рамках действующей доверенности не являются основаниями для прекращения действия доверенности.
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ
Письмо ФНС России от 05.07.2023 N КЧ-4-8/8543@
Если на дату вынесения определения суда об обеспечительных мерах задолженность по решению налогового органа, в отношении которого вынесены обеспечительные меры, не была погашена, соответствующие суммы задолженности подлежат исключению из совокупной обязанности с даты вынесения определения суда об обеспечительных мерах, вне зависимости от того, когда налоговый орган получил такое определение.
Письмо Минфина России от 14.09.2023 N 03-02-07/87821
Задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях, установленных пунктом 1 статьи 59 НК РФ, может быть признана безнадежной к взысканию и списана органами, перечисленными в пункте 2 указанной статьи. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных и местных налогов (пункт 3 статьи 59 НК РФ).
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
Определение Конституционного суда РФ от 28.09.2023 N 2207-О
Нахождение контролируемой иностранной компании в процессе ликвидации не исключает возникновение у контролирующего лица налоговых обязательств в соответствии с требованиями законодательства РФ о налогах и сборах, в частности, обязанности уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ СДЕЛКИ
Постановление Конституционного суда РФ от 14.07.2023 N 41-П
В случае получения уточненного уведомления о контролируемой сделке, в котором содержится уточнение сведений об указанной в первоначальном уведомлении сделке, не являющееся значимым для целей принятия ФНС России решения о ее проверке или о проверке иной связанной с нею контролируемой сделки (устранение технических ошибок или неточностей, которые не препятствуют идентификации контролируемых сделок), двухлетний срок на принятие соответствующего решения исчисляется со дня получения налоговым органом первоначального уведомления.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Письмо Минфина России от 04.08.2023 N 03-07-08/73264
В случае если расчеты за товары (работы, услуги) производятся в иностранной валюте, а счета-фактуры составляются продавцами в российских рублях, к вычету принимаются суммы НДС, указанные в таких счетах-фактурах.
Письмо Минфина России от 25.08.2023 N 03-07-11/81032
У арендатора, перечислившего арендодателю суммы компенсаций недополученной арендодателем выручки от реализации услуг по аренде в связи с досрочным расторжением арендатором договора аренды, оснований для вычета сумм НДС, исчисленных арендодателем при получении этих денежных средств, не имеется.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо Минфина России от 31.08.2023 N 03-03-06/1/83160
Положения абзаца второго пункта 9 статьи 258 НК РФ, учитывая нормы пункта 2.1 статьи 252 НК РФ, применяются к расходам реорганизуемой организации, связанным с созданием имущества (объекта основных средств, не введенного в эксплуатацию), переданного организации (правопреемнику), а также к расходам, формирующим первоначальную стоимость этого объекта основных средств, осуществленным самой организацией (правопреемником), в случае ввода в эксплуатацию соответствующего объекта основного средства после реорганизации.
Письмо Минфина России от 28.08.2023 N 03-03-06/1/81363
Доходы от продажи недвижимого имущества признаются для целей налога на прибыль организаций на дату перехода права собственности, если до этого не было передачи данного имущества на основании передаточного акта или иного соответствующего документа.
Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 03-03-10/91102
По вопросу обложения налогом на прибыль компенсаций, полученных от ФСС РФ в рамках финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, Минфин России сообщает, что рассматриваемые суммы, компенсированные из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, могут рассматриваются как субсидии, порядок учета которых предусмотрен пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
Письмо Минфина России от 01.08.2023 N 03-03-06/1/71912
Расходы организаций, связанные с проведением вакцинации своих сотрудников, осуществляемые в целях выполнения требований действующего законодательства РФ в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Письмо Минфина России от 05.09.2023 N 03-03-06/1/84534
При получении акционером (участником) при ликвидации дочерней организации имущественных прав в виде доли участия в другой организации, полученные доли принимаются к налоговому учету по рыночной стоимости, определенной на момент получения данных имущественных прав. При дальнейшей реализации полученных при ликвидации имущественных прав в виде долей участия в уставном капитале организаций применяется подпункт 2.1 пункта 1 статьи 268 НК РФ в соответствии с которым, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 309.1 или пунктом 2.2 статьи 277 НК РФ. Цена приобретения имущественных прав в рассматриваемом случае будет равна налоговой стоимости полученных при ликвидации имущественных прав, сформованной в соответствии с пунктом 2 статьи 277 НК РФ, то есть в размере рыночной стоимости.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Определение Конституционного суда РФ от 28.09.2023 N 2204-О
Подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения). Положения статьи 378.2 НК РФ не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным действующим регулированием.
Письмо ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@
По вопросу, имеется ли у налогоплательщика - организации обязанность представлять в налоговый орган начиная с 1 января 2024 года уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (Уведомление) в отношении суммы налога на имущество организаций за истекший налоговый период (если имеется, то по каким объектам налогообложения), ФНС России сообщает, что в части объектов, облагаемых налогом исходя из среднегодовой стоимости и объектов налогоплательщиков - иностранных организаций, облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости (пункты 1, 2 статьи 375 НК РФ), сумма налога по которым отражается в налоговой декларации, - начиная с 2024 г. законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налога после представления соответствующей налоговой декларации, в таком случае у налогоплательщиков - организаций обязанность представления Уведомления по налогу за истекший налоговый период отсутствует. В части объектов налогоплательщиков - российских организаций, облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 375 НК РФ), сумма налога по которым не отражается в налоговой декларации, - законодательством о налогах и сборах обязанность по представлению налоговой декларации в отношении таких объектов налогообложения не установлена, в этом случае у налогоплательщиков - российских организаций имеется обязанность представления Уведомления по налогу за истекший налоговый период.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Письмо ФНС России от 11.10.2023 N БС-4-11/13010@
В случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/3 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02"). При наличии достаточного положительного сальдо единого налогового счета, образовавшегося с учетом абзаца второго пункта 9 статьи 78 НК РФ после зачета денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, суммы страховых взносов будут зачтены в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате указанных страховых взносов, не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган таких уведомлений.
ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ
Постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2023 N 50-П
При привлечении лица к субсидиарной ответственности в связи с неуплатой налогов должником, являющимся банкротом, это лицо компенсирует ущерб, причиненный должнику (кредиторам), а не несет ответственность за налоговые правонарушения должника, т.е. имеет место трансформация налоговых отношений в гражданско-правовые. Пункт 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может использоваться для взыскания с лица, контролирующего должника, в составе субсидиарной ответственности суммы штрафов за налоговые правонарушения, наложенных на организацию-налогоплательщика.
Определение СКЭС Верховного суда РФ от 14.08.2023 N 301-ЭС22- 27936
Тот факт, что часть уплаченных группой налогоплательщиков налогов не была учтена в рамках осуществления налоговой реконструкции при доначислении налогов должнику, не препятствует контролирующим лицам при разрешении вопроса об их субсидиарной ответственности ссылаться на имеющуюся переплату и на отсутствие у казны вреда, причиненного их действиями.
Определение СКЭС Верховного суда РФ от 19.10.2023 N 308-ЭС23- 10824
Изменение условий налогообложения, произошедшее у одной из сторон сделки, например, утрата продавцом (исполнителем, арендодателем и т.п.) статуса плательщика НДС и переход на применение специального налогового режима, по общему правилу имеет только публично-правовые последствия и не влечет за собой пересмотр условий ранее совершенных названным лицом сделок, не может само по себе служить основанием для изменения цены договора.