Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Приказ ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@
ФНС России утвердила форму и порядок заполнения формы "Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в электронной форме в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога".
Письмо ФНС России от 29.04.2022 N БС-4-21/5313
В связи с изданием приказа ФНС России от 30.03.2022 N ЕД-7-21/247@ положения письма ФНС России от 05.03.2022 N БС-4-21/2688@ "О типовой (рекомендуемой) форме "Пояснения налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемые в налоговый орган в связи с сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога" применяются только в качестве рекомендуемых и в части, относящейся к представлению пояснений на бумажном носителе.
КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
Письмо ФНС России от 29.04.2022 N ШЮ-4-13/5376
В случае непредставления налогоплательщиком — контролирующим лицом в 2022 и 2023 годах в установленный срок подтверждающих документов, относящихся к уведомлениям о КИК за 2021 и 2022 отчетные периоды, такой налогоплательщик не подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 126 НК РФ. При этом положения Закона № 67-ФЗ не отменяют обязанность, предусмотренную пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ, по представлению налогоплательщиками — контролирующими лицами документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК. Следовательно, в случае непредставления налогоплательщиком подтверждающих документов территориальному налоговому органу следует уведомить его о наличии указанной обязанности и запросить соответствующие документы. В случае если у налогоплательщика — контролирующего лица отсутствует возможность представления подтверждающих документов за отчетные периоды 2021 и 2022 года в установленный срок в связи с введенными мерами ограничительного характера иностранными государствами, такой налогоплательщик обязан представить соответствующие пояснения (документы), подтверждающие указанные обстоятельства, в установленный пунктом 5 статьи 25.15 НК РФ срок.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Федеральный закон от 01.05.2022 N 120-ФЗ
-
С 01.06.22 уточнен порядок действий налогового органа при представлении налогоплательщиком, в отношении которого не проводится налоговый мониторинг, уточненной налоговой декларации по причине ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Пункт 1 статьи 81 НК РФ дополнен абзацем 3, в соответствии с которым в указанной ситуации сумма налога, подлежащая уплате на основании такой уточненной налоговой декларации, учитывается налоговым органом в состоянии расчетов указанного налогоплательщика с бюджетной системой РФ по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации или по истечении срока ее проведения.
-
С 01.08.22 уточнены правила о налоговой тайне. Статья 102 НК РФ дополнена пунктом 2.3, в соответствии с которым не является разглашением налоговой тайны представление налоговым органом сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), составляющих налоговую тайну, иному лицу при наличии согласия на это указанного налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Указанное согласие направляется в налоговый орган в электронной форме.
Определение КС РФ от 07.04.2022 N 821-О
Наделяя налоговые органы правом истребовать вне рамок налоговой проверки документы (информацию) относительно конкретной сделки, оспариваемое положение пункта 2 статьи 93.1 НК РФ по своему буквальному смыслу не предполагает возможности их истребования в случае, если документы (информацию) нельзя связать с теми или иными сделками. Называя условием истребования обоснованную необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, приведенное законоположение не позволяет определить их состав и содержание по иному признаку, в том числе по направлению финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика или по ее периоду. При этом, исходя из содержания понятия сделки, охватывающего разного рода действия широкого круга субъектов, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, следует, что допускается их совершение в различных формах и в виде разных операций при их неодинаковой длительности и последовательности и на различных условиях в отношении разных объектов, включая партии товаров и при иных существенных или попутных (факультативных) признаках. Соответственно, у налогоплательщика нет оснований отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что налоговый орган не укажет в требовании, например, номер или дату заключения, иные реквизиты соответствующих договоров, учитывая, что некоторые реквизиты определяются сторонами сделки и могут быть в силу ряда причин не указаны либо вообще не определены. Следовательно, закон позволяет налоговому органу определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, в частности по переданному (подлежащему передаче) конкретному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить относящиеся к ней документы (информацию).
Определение ВС РФ от 17.05.2022 N 304-ЭС22-8043
Требование о представлении документов (информации) выставлено инспекцией вне рамок проведения налоговой проверки в связи с необходимостью получения сведений относительно сделок с контрагентом предпринимателя и осуществления налогового контроля.
При этом требование инспекции содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы (контрагента и сделки с ним, период интересующих сведений), а отсутствие в нем указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не препятствует реализации налоговым органом полномочий, предусмотренных в пункте 2 статьи 93.1 НК РФ.
Вместе с тем избыточное указание на необходимость представления документов за 2018 и 2019 годы, а также сведений и документов, не имеющих отношения к сделкам с обществом (их заключению, исполнению и оплате), не исключает ответственность за непредставление поименованных в требовании сведений и документов относительно отношений предпринимателя по конкретной сделке и не влияет на размер штрафа, который подлежит определению в твердой денежной сумме, независимо от количества непредставленных сведений и документов.
НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Письмо ФНС России от 28.04.2022 N ЕА-4-15/5257@
В случае невозможности формирования и (или) направления налоговой отчетности по ТКС через оператора ЭДО в установленные НК РФ сроки по причинам, не зависящим от налогоплательщика, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган подтверждающие документы: например, письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии возможности формирования и (или) доставки налоговых деклараций (расчетов) в периоды, соответствующие срокам представления налоговых деклараций (расчетов). При представлении налогоплательщиком подтверждающих документов до завершения камеральной налоговой проверки или до вручения акта налоговой проверки, налоговым органом не инициируется процедура привлечения к ответственности, установленной пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ. В случае представления налогоплательщиком ходатайства о неприменении штрафных санкций, установленных пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ (с приложением подтверждающих документов), после вручения акта налоговой проверки, такой налогоплательщик не привлекается к указанной ответственности.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Определение ВС РФ от 15.04.2022 N 306-ЭС22-4027
В случае, когда решением арбитражного суда установлено, что фактическое выполнение работ имело место, но эти работы были выполнены не налогоплательщиком, а иной организацией, и этим мотивированы уточнения налогоплательщика об исключении из налогооблагаемой базы хозяйственных операций по счетам - фактурам, выставленным в адрес покупателя по отгруженным товарам (работам, услугам), которые ранее были отражены налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2017 года, то следует исходить из того, что вычет производится на основании корректировочных счетов-фактур и при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, относящихся к операции по корректировке, как основания для применения налоговых вычетов; само по себе наличие судебного акта не освобождает налогоплательщика от обязанности по оформлению своих хозяйственных операций соответствующими первичными документами. Поскольку стороны не заключали соглашения об изменении объема выполненных работ и корректировочные счета-фактуры не составляли, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для корректировки налоговой базы по НДС за 2 квартал 2017 года.
Определение ВС РФ от 23.05.2022 N 306-ЭС21-26423
Вынесенным по результатам выездной налоговой проверки решением от 23.08.2018 обществу было отказано в применении налогового вычета по НДС (во втором квартале 2016 г.) в сумме 515 973 рублей при приобретении оборудования. При этом налоговый орган исходил из несоблюдения обществом требований пункта 1 статьи 172 НК РФ, поскольку оборудование не было принято к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств, а учитывалось в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Следуя позиции инспекции, в целях применения указанного налогового вычета по НДС, общество, осуществило перевод спорного оборудования со счета 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» на счет 01 «Основные средства» и заявило спорный налоговый вычет по НДС в 4 квартале 2018 года. В дальнейшем решение инспекции от 23.08.2018 признано незаконным вступившим в законную силу решением суда. Таким образом, как обоснованно отмечено обществом, именно незаконное решение инспекции от 23.08.2018 послужило причиной совершения обществом соответствующих действий по переводу оборудования на другой счет бухгалтерского учета, заявления спорного налогового вычета по НДС в 4 квартале 2018 года и, как следствие, привело к возникновению у общества недоимки по НДС за 4 квартал 2018 года. Применение к обществу таких мер как начисление пени и штрафа, обусловленных ранее допущенными незаконными действиями самого налогового органа, не совместимо с принципами (требованиями) добросовестности налогового администрирования, поддержания доверия к закону и действиям государства и в связи с этим нарушает права и законные интересы общества, что является основанием для признания оспариваемого решения инспекции от 26.11.2019 (в части пени и штрафа) недействительным.
Определение ВС РФ от 19.05.2022 N 301-ЭС21-24319
Правила начисления процентов при возмещении НДС распространяются, в том числе, на ситуации, когда налоговым органом незаконно отказано в возмещении НДС, что влечет за собой нарушение сроков возмещения. Для применения порядка возмещения налога, предусмотренного статьей 176 НК РФ, необходимо наличие у налогового органа на момент принятия решения заявления о зачете (возврате) налога, при этом способ возмещения в этом случае значения не имеет. Предусмотренные статьей 176 НК РФ проценты начисляются не в связи с самим фактом возникновения у налогоплательщика права на возмещение НДС, а в связи с нарушением сроков возмещения. При этом отсутствие нормативного закрепления порядка начисления процентов при незаконном отказе в возмещении НДС при наличии заявления о зачете налога не может лишать налогоплательщика права на присуждение ему указанных процентов. До установления специального правового регулирования порядка начисления процентов при незаконном отказе в возмещении НДС при наличии заявления о зачете может применяться общий порядок, предусмотренный пунктом 10 статьи 176 НК РФ.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо ФНС России от 26.04.2022 N ШЮ-4-13/5078@
ФНС России по вопросу применения подпункта 21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ при прощении иностранной организацией долга российского заемщика сообщает, что в рассматриваемом случае при принятии решения иностранной организации о прощении долга российской организации у последней возникает доход, однако такой доход не включается в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Доход у иностранной организации от источников в РФ при прощении долга российского заемщика не возникает, так как прекращение обязательства путем прощения долга не приводит к возникновению у кредитора имущественной выгоды.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо ФНС России от 13.05.2022 N СД-4-21/5736
ФНС России по вопросу о порядке применения коэффициента, предусмотренного пунктом 8 статьи 382 НК РФ, в целях исчисления налога на имущество организаций (авансовых платежей по налогу) сообщает, что значение указанного коэффициента должно определяться в виде простой правильной дроби.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
Письмо ФНС России от 25.04.2022 N СД-4-21/5025@
ФНС России по вопросу применения при исчислении транспортного налога коэффициентов, предусмотренных пунктами 3, 3.3 статьи 362 НК РФ, сообщает, что порядок определения размера указанных коэффициентов в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей НК РФ не установлен. Значение указанных коэффициентов должно определяться в виде правильной простой дроби.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Постановление Правительства РФ от 29.04.2022 N 776
-
Продлены на 12 месяцев организациям и ИП, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности по перечню согласно приложению N 1 к указанному постановлению, установленные НК РФ сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель - июнь 2022 г., а также исчисленных ИП за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 000 рублей.
-
Продлены на 12 месяцев организациям и ИП, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности по перечню согласно приложению N 2 к указанному постановлению, установленные НК РФ сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за июль - сентябрь 2022 г.