Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Письмо ФНС России от 16.08.2023 N ЗГ-3-26/10692
ФНС России по вопросу указания в машиночитаемой доверенности кодов полномочий уполномоченного представителя сообщает, что в настоящее время полномочия представителя, которые могут быть указаны в доверенности, предназначенной для осуществления взаимодействия с налоговыми органами в рамках отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, содержатся в Справочнике полномочий представителя налогоплательщика (СППР), актуальная версия которого размещается на официальном интернет[1]сайте ФНС России в разделе "Представление налоговой и бухгалтерской отчетности" по адресу: http://www.nalog.gov.ru/rn77/ taxation/submission_statements/. Указанный справочник актуализируется ФНС России по мере необходимости и встраивается в программное обеспечение налоговых органов и электронные сервисы на интернет-сайте ФНС России. В текущей версии СППР коды "03", "21" и "22" предназначены для наделения уполномоченного представителя налогоплательщика полномочиями по подписанию и представлению в налоговые органы документов (в случае отсутствия для них отдельных кодов) и получению документов от налоговых органов.
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ
Приказ ФНС России от 21.06.2023 N ЕД-7-19/402@
Утверждены форма акта сверки и формат представления акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Письмо ФНС России от 26.06.2023 N СД-4-2/8096@
ФНС России подготовила и направила территориальным налоговым органам рекомендации по организации работы по истребованию налоговыми органами документов (информации) в порядке, предусмотренном статями 93, 93.1, 93.2 НК РФ.
Письмо ФНС России от 20.07.2023 N КЧ-4-18/9261@
Открытый перечень видов имущества, на которые налоговый орган может наложить запрет на отчуждение, содержится в пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ. Дебиторская задолженность в перечне не указана. Более того, для целей НК РФ по общему правилу имущественные права, к которым относится и дебиторская задолженность, не признаются имуществом. Данная правовая позиция подтверждается решением ВС РФ от 12.05.2022 N АКПИ22-118, согласно которому дебиторская задолженность не поименована в качестве вида объектов гражданских прав, относимых к имущественным правам для целей НК РФ (пункт 2 статьи 38), и не может использоваться при определении имеющегося у налогоплательщика имущества в целях определения возможности принятия обеспечительных мер. Соответственно, сформированная судебная практика свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения п. 10 ст. 101 НК РФ в отношении дебиторской задолженности.
Письмо ФНС России от 17.08.2023 N БВ-4-7/10590
ФНС России разъяснила основные принципы заключения соглашений об урегулировании споров (мировых соглашений) налоговыми органами в спорах по обжалованию ненормативных правовых актов (о взыскании сумм налогов, сборов, доначисленных на основании мероприятий налогового контроля).
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Определение ВС РФ № 305-ЭС23-4066 от 19.07.2023
По подакцизным товарам (продукции) акцизы являются составной частью их стоимости (цены), исходя из которой предусмотрено определение налогооблагаемой базы по НДС. Наряду с этим, если акциз в отношении объема готовой продукции (товара) продавцом не исчислялся и не уплачивался, учитывая особенную природу акциза как элемента налоговой системы, а также, что объем прав и обязанностей налогоплательщика определяется исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции, следует признать правомерным определение действительной стоимости подакцизного товара посредством увеличения цены реализации на сумму акциза, подлежащего исчислению и уплате в бюджет. Следовательно, по общему правилу изменение квалификации статуса товара (c неподакцизного на подакцизный) может служить основанием для того, чтобы определить права и обязанности плательщика НДС способом, согласующимся с действительно сложившимися экономическими условиями деятельности - как если бы налог изначально предъявлялся к уплате покупателю в рамках фактически сформированной цены, то есть с применением расчетной ставки налога к цене продажи товара.
Письмо Минфина России от 11.07.2023 N 03-07-11/64532
В случае уступки покупателем права требования по договору на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), в соответствии с условиями которого покупателем перечислены продавцу суммы оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), восстановление покупателем сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету в отношении сумм оплаты (частичной оплаты), перечисленных продавцу в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), производится при уступке покупателем указанного права требования. Что касается переоформления счета-фактуры, выставленного продавцом покупателю при получении сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), на нового покупателя, которому переданы права требования по договору на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), то такое переоформление счета-фактуры положениями главы 21 НК РФ не предусмотрено.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Письмо Минфина России от 12.07.2023 N 03-03-06/2/65088
В том случае, если на организации, исключаемые из ЕГРЮЛ на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, распространяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам, то в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе признать такую дебиторскую задолженность безнадежной по основанию ликвидации в соответствии с пунктом 2 статьи 266 НК РФ, включив ее в состав внереализационных расходов. При этом налогоплательщик вправе также признать такую дебиторскую задолженность безнадежной по иным основаниям, установленным в пункте 2 статьи 266 НК РФ. В отношении списываемой кредиторской задолженности в случае исключения кредитора из ЕГРЮЛ по решению налогового органа на основании пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ отмечается, что в соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3-21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Соответственно, при списании кредиторской задолженности по любым основаниям, за исключением предусмотренных подпунктами 21, 21.1, 21.3-21.5 пункта 1 статьи 251 НК РФ, соответствующие суммы списанной кредиторской задолженности подлежат отражению в составе внереализационных доходов налогоплательщика.
Письмо ФНС России от 06.07.2023 N СД-4-3/8615@
Если трудовым договором предусмотрена компенсация работнику расходов на проезд от места жительства до места нахождения работодателя (пункта сбора) транспортом общего пользования (специальными маршрутами, ведомственным транспортом) и обратно, налогоплательщик вправе учитывать такие расходы при исчислении налога на прибыль организаций на основании подпункта 25 статьи 255 НК РФ.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Определение ВС РФ № 302-ЭС23-2531 от 22.08.2023
Сущность конструкции коммерческой организации, в том числе подвергшейся преобразованию из одной организационно–правовой формы в другую организационно–правовую форму, для целей п. 4 ст. 346.13 НК РФ, предполагает учет доходов с начала отчетного (налогового) периода, то есть, в настоящем случае, с 01.01.2015. Соответственно, обязанность Общества (налогоплательщика) по определению налоговой базы по УСН за 2015 г. (для определения предельного уровня для применения УСН) существует без изменения с 01.01.2015, несмотря на имевшее место быть преобразование налогоплательщика.
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ
Письмо ФНС России от 17.07.2023 N ЗГ-3-11/9234
Применение пониженных тарифов страховых взносов является обязанностью, а не правом плательщика страховых взносов.
ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ
Определение ВС РФ от 14.08.2023 № 301-ЭС22-27936
При выявлении факта «дробления бизнеса» налоговый орган осуществляет налоговую реконструкцию, являющуюся частным случаем материальной консолидации активов и пассивов участников группы лиц для публично[1]правовых целей. Одновременно из существа данного правонарушения, как связанного с искусственным разделением налогооблагаемой деятельности, вытекает, что в целях определения объема прав и обязанностей в соответствии с действительным экономическим смыслом осуществляемой деятельности должна происходить не только консолидация доходов (прибыли) и расходов группы лиц, но также – консолидация налогов, уплаченных с соответствующих доходов, таким образом, как если бы проверяемый налогоплательщик уплачивал УСН в бюджет за подконтрольных ему лиц. Следовательно, суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности (недоимки) по общей системе налогообложения налогоплательщика – организатора группы. При этом тот факт, что часть уплаченных группой налогов не была учтена в рамках осуществления налоговой реконструкции при доначислении налогов должнику, не препятствует контролирующим лицам при разрешении вопроса об их субсидиарной ответственности ссылаться на имеющуюся переплату и на отсутствие у казны вреда, причиненного их действиями.