TaxAlert: Верховный Суд РФ запретил проведение налоговыми органами осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика

Уважаемые господа,

представляем Вашему вниманию выпуск TaxAlert, содержащий анализ Апелляционного Определения Верховного Суда РФ от 27.08.2019 г. №АПЛ19- 333, которым суд фактически запретил налоговым органам проведение мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

16 октября 2015 г. Федеральная налоговая служба издала письмо № СД-4- 3/18072 по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2015 г.

Разъясняя отдельные положения НК РФ, ФНС России в абзаце седьмом Письма указала: «При этом для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93 ,95, 96, 97 названного кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки».

Индивидуальный предприниматель обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца седьмого вышеуказанного Письма в части слов «в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки».

Поводом для обращения Индивидуального предпринимателя в суд с соответствующим заявлением послужил отказ руководителя Управления ФНС России в удовлетворении его жалобы на постановление должностного лица межрайонной инспекции ФНС России о проведении осмотра занимаемых им территорий, помещений осуществления им финансово-хозяйственной деятельности в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении другого налогоплательщика, в обоснование которого содержалась ссылка на вышеуказанное Письмо ФНС России.

 

ВЫВОДЫ СУДА

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ, оставляя в силе Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 г., которым абзац седьмой письма ФНС России от 16.10.2015 г. № СД-4-3/18072 признан не действующим со дня принятия в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, пришла к следующим выводам:

  • являясь актом казуального толкования, данное Письмо в силу принципа ведомственной субординации опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц территориальных органов ФНС России, приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов с неопределённым кругом лиц;
  • разъяснение, содержащееся в абзаце седьмом Письма, в части, допускающей проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, не соответствует действительному смыслу пункта 1 статьи 92 НК РФ, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика. Оспоренное же разъяснение фактически расширяет круг лиц, в отношении которых может быть проведено обозначенное выше мероприятие налогового контроля, что влечёт изменение правового регулирования соответствующих налоговых отношений;
  • из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 92 и подпунктов 2, 6 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 82 НК РФ следует, что при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр лишь тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения. Право налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, приведённые выше законоположения не предусматривают. В связи с этим расширительное толкование в оспоренном абзаце Письма пункта 1 статьи 92 НК РФ в отношении субъектного состава лиц, в отношении которых могут проводиться указанные в данной норме мероприятия налогового контроля, не соответствует закону.

 

НАШ КОММЕНТАРИЙ

В условиях усиления налогового администрирования попытки расширения налоговыми органами своих полномочий за счет более удобного толкования норм законодательства о своих правах нередки, причем зачастую такие действия налоговых органов получают одобрение арбитражных судов, которые не усматривают в этом нарушение закона, и оправдывая их целями налогового контроля и правовой целесообразностью.

В этой связи отрадно, что признавая оспариваемые положения Письма ФНС недействующими по мотиву их противоречия законоположениям статье 92 НК РФ обе инстанции Верховного Суда РФ проявили принципиальность и при оценке оспариваемого письма руководствовались буквальным смыслом указанной правовой нормы. Также примечательно, что судами были отклонены ссылки налогового органа на судебные акты арбитражных судов различных инстанций по конкретным делам, в которых суды не выявили каких-либо нарушений законодательства со стороны налоговых органов при проведении осмотров помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Представляется, что изложенные в анализируемом судебном акте выводы должны существенно повлиять на практику рассмотрения арбитражных споров со схожими обстоятельствами, а также снизить количество случаев незаконного проведения налоговыми органами осмотров помещений и территорий контрагентов проверяемых налогоплательщиков. Кроме того, в смысле анализируемого Определения сведения и информация, полученные налоговыми органами в ходе осмотров мест осуществления деятельности контрагентами, не могут быть использованы ими в качестве доказательств при доказывании фактов совершения проверяемым налогоплательщиком правонарушений, так как результаты таких осмотров подлежат признанию в качестве недопустимых доказательств (статья 101 НК РФ, 65 АПК РФ).

СКАЧАТЬ

Специалисты Группы компаний «Налоговый щит» всегда готовы оказать Вам консультационную помощь и юридическую поддержку в налоговых спорах.

По всем вопросам, связанным с вопросами защиты прав налогоплательщиков и получением дополнительной информации, обращайтесь, пожалуйста, к:

Управляющему партнеру, директору
Брызгалину Владиславу по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо

Руководителю практики налогового консультирования и аудита
Новиковой Ольге по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо


Читайте также
07.09.2024
Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию выпуск TaxAlert, содержащий краткий обзор Письму ФНС России от 16.07.2024 № БВ-4-7/8051@ «О правовых позициях, сформированных судебной практикой и применяемых арбитражными судами при разрешении споров, связанных с установлением в действиях налогоплательщиков признаков «дробления бизнеса», посвящённого вопросами квалификации деятельности налогоплательщиков в качестве формального разделения бизнеса в целях получения необоснованной налоговой выгоды («дробления бизнеса»), с нашим профессиональным комментарием.
Читать больше
05.09.2024

Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию выпуск TaxAlert, содержащий краткий анализ Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.08.2024 № № 305-ЭС24-1023 по делу № А40-288396/2021, в котором суд признал право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, понесенных им в связи с созданием объектов капитального строительства, незавершенных строительством, по причинам делового характера, при ликвидации таких объектов.

Читать больше
19.10.2022

Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию выпуск TaxAlert, содержащий краткий анализ Определения Верховного Суда РФ от 17.10.2022 № 301-ЭС22-11144 , в котором суд определил порядок расчета сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, при незаконном «дроблении бизнеса».

Читать больше
Консультация

Заявка отправлена!

Подписка оформлена!

Получить консультацию

Задайте вопрос и наш специалист свяжется с вами в кратчайшие сроки

Нажимая кнопку "Отправить", Вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности и даете свое согласие на обработку персональных данных.