Уважаемые господа,
представляем Вашему вниманию выпуск TaxAlert, содержащий анализ Апелляционного Определения Верховного Суда РФ от 27.08.2019 г. №АПЛ19- 333, которым суд фактически запретил налоговым органам проведение мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
16 октября 2015 г. Федеральная налоговая служба издала письмо № СД-4- 3/18072 по вопросам применения налога на добавленную стоимость в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2015 г.
Разъясняя отдельные положения НК РФ, ФНС России в абзаце седьмом Письма указала: «При этом для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93 ,95, 96, 97 названного кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки».
Индивидуальный предприниматель обратился в Верховный Суд РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца седьмого вышеуказанного Письма в части слов «в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки».
Поводом для обращения Индивидуального предпринимателя в суд с соответствующим заявлением послужил отказ руководителя Управления ФНС России в удовлетворении его жалобы на постановление должностного лица межрайонной инспекции ФНС России о проведении осмотра занимаемых им территорий, помещений осуществления им финансово-хозяйственной деятельности в связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении другого налогоплательщика, в обоснование которого содержалась ссылка на вышеуказанное Письмо ФНС России.
ВЫВОДЫ СУДА
Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ, оставляя в силе Решение Верховного Суда РФ от 10.06.2019 г., которым абзац седьмой письма ФНС России от 16.10.2015 г. № СД-4-3/18072 признан не действующим со дня принятия в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, пришла к следующим выводам:
- являясь актом казуального толкования, данное Письмо в силу принципа ведомственной субординации опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц территориальных органов ФНС России, приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов с неопределённым кругом лиц;
- разъяснение, содержащееся в абзаце седьмом Письма, в части, допускающей проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, не соответствует действительному смыслу пункта 1 статьи 92 НК РФ, который предусматривает проведение названного мероприятия налогового контроля исключительно в отношении проверяемого налогоплательщика. Оспоренное же разъяснение фактически расширяет круг лиц, в отношении которых может быть проведено обозначенное выше мероприятие налогового контроля, что влечёт изменение правового регулирования соответствующих налоговых отношений;
- из взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 92 и подпунктов 2, 6 пункта 1 статьи 31, пункта 1 статьи 82 НК РФ следует, что при проведении выездной или камеральной налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика допускается осмотр лишь тех территорий и помещений, которые используются таким лицом для извлечения дохода (прибыли) либо связаны с содержанием объектов налогообложения. Право налогового органа на осмотр территорий или помещений контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц — участников сделки в случаях, когда такие территории и помещения не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения, приведённые выше законоположения не предусматривают. В связи с этим расширительное толкование в оспоренном абзаце Письма пункта 1 статьи 92 НК РФ в отношении субъектного состава лиц, в отношении которых могут проводиться указанные в данной норме мероприятия налогового контроля, не соответствует закону.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
В условиях усиления налогового администрирования попытки расширения налоговыми органами своих полномочий за счет более удобного толкования норм законодательства о своих правах нередки, причем зачастую такие действия налоговых органов получают одобрение арбитражных судов, которые не усматривают в этом нарушение закона, и оправдывая их целями налогового контроля и правовой целесообразностью.
В этой связи отрадно, что признавая оспариваемые положения Письма ФНС недействующими по мотиву их противоречия законоположениям статье 92 НК РФ обе инстанции Верховного Суда РФ проявили принципиальность и при оценке оспариваемого письма руководствовались буквальным смыслом указанной правовой нормы. Также примечательно, что судами были отклонены ссылки налогового органа на судебные акты арбитражных судов различных инстанций по конкретным делам, в которых суды не выявили каких-либо нарушений законодательства со стороны налоговых органов при проведении осмотров помещений и территорий контрагентов проверяемого налогоплательщика.
Представляется, что изложенные в анализируемом судебном акте выводы должны существенно повлиять на практику рассмотрения арбитражных споров со схожими обстоятельствами, а также снизить количество случаев незаконного проведения налоговыми органами осмотров помещений и территорий контрагентов проверяемых налогоплательщиков. Кроме того, в смысле анализируемого Определения сведения и информация, полученные налоговыми органами в ходе осмотров мест осуществления деятельности контрагентами, не могут быть использованы ими в качестве доказательств при доказывании фактов совершения проверяемым налогоплательщиком правонарушений, так как результаты таких осмотров подлежат признанию в качестве недопустимых доказательств (статья 101 НК РФ, 65 АПК РФ).
Специалисты Группы компаний «Налоговый щит» всегда готовы оказать Вам консультационную помощь и юридическую поддержку в налоговых спорах.
По всем вопросам, связанным с вопросами защиты прав налогоплательщиков и получением дополнительной информации, обращайтесь, пожалуйста, к:
Управляющему партнеру, директору
Брызгалину Владиславу по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо
Руководителю практики налогового консультирования и аудита
Новиковой Ольге по тел.: +7 495 642-16-00 или Написать письмо