В статье найдете семь ситуаций, когда налоговый осмотр можно оспорить. А если этого не избежать, раздайте сотрудникам памятку о том, что вправе делать налоговики на осмотрах, а что нет. Воспользуйтесь и другими полезными советами Владислава Брызгалина, управляющего партнера и директора группы компаний «Налоговый щит», автора книги «Налоговый контроль». Привели его рекомендации ниже.
Налоговики чаще всего проводят осмотры на камералках по НДС и на выездных проверках. Вне проверки осмотр возможен, если инспекция решила взыскать недоимку свыше 1 млн руб., но компания не заплатила недоимку в течение 10 дней с даты принятия такого решения. Такой осмотр можно проводить один раз по одному решению о взыскании и только с согласия компании (п. 1 ст. 92 НК). Также вне рамок проверки допускается осмотр документов и предметов компании при условии, что проверяющие уже получили эти документы и предметы ранее либо их владелец дал свое согласие на это (п. 2 ст. 92 НК).
Обычно налоговый инспектор назначает осмотр, когда надеется получить в процессе информацию, которая поможет в проверке. Налоговики обязаны выйти на осмотр, если подозревают компанию в следующих нарушениях (п. 6.5 письма ФНС от 17.07.2013 № АС-4- 2/12837):
-
компания получила товары или материалы, но не отразила в бухгалтерском учете;
-
у организации есть производство и иные структурные подразделения, которые ведут деятельность, не отраженную в учредительных документах;
-
компания не отражает или занижает выручку;
-
строительная фирма занижает объемы и расценки по актам выполненных работ.
Нередко налоговики превышают полномочия и выходят на осмотр неправомерно. Читайте далее, в каких случаях законность осмотра можно оспорить.
Какой осмотр можно оспорить — семь ситуаций
В рамках камералки. Такой осмотр правомерен, только если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению либо в отчете обнаружили несоответствия или противоречия (п. 1 ст. 92, п. 8, 8.1, 8.9 ст. 88 НК). В остальных случаях осмотр можно оспорить. Той же позиции придерживается и ФНС (письмо от 29.12.2012 № АС-4- 2/22690).
В период приостановления выездной проверки. С момента, когда инспекция решила приостановить выездную проверку, налоговики обязаны прекратить все действия на территории налогоплательщика. Возобновление проверки также должны оформить соответствующим решением (п. 9 ст. 89 НК, п. 26 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).
После окончания выездной проверки. В последний день выездной проверки налоговики составляют и вручают справку (п. 15 ст. 89 НК). После этого проводить осмотр проверяющие не вправе.
В рамках допмероприятий. Инспекция может их назначить, чтобы найти больше доказательств нарушений. К дополнительным мероприятиям относятся истребование документов, допрос свидетелей и экспертиза (п. 6 ст. 101 НК). При этом кодекс не предусматривает осмотр в качестве дополнительного мероприятия. Это значит, что его можно оспорить.
На встречной проверке. Пункт 1 статьи 92 Налогового кодекса предусматривает проведение осмотра исключительно в отношении проверяемой компании. Осмотр в отношении контрагентов и других участников сделки Налоговый кодекс не предполагает. Значит, если проверяемая организация не использует осматриваемую территорию и помещения, действия налоговиков суд может признать незаконными (апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС от 27.08.2019 № АПЛ19-333).
Вне рамок проверок. Налоговый кодекс также не предусматривает процедуру осмотра вне рамок налоговых проверок. За исключением случаев взыскания или когда налоговики уже получили документы ранее либо с согласия их владельца (п. 1, 2 ст. 92 НК). То же касается предпроверочного анализа, который инспекторы проводят, чтобы оценить целесообразность выездной проверки. В подобных случаях проверяющие нередко проводят предпроверочный анализ под видом проверки достоверности адреса из ЕГРЮЛ. Такое право предусмотрено пунктом 4.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Поэтому оспорить действия проверяющих будет возможно, но проблематично.
Осмотр в нерабочее время. Отказ в доступе нельзя признать незаконным, если осмотр проводят в нерабочее время. Например, ночью. Нормы статей 91, 92 Налогового кодекса предполагают, что в момент осмотра работники будут на рабочем месте.
Закрытая дверь. Налоговый кодекс не позволяет налоговикам ломать имущество налогоплательщиков (п. 1 ст. 103 НК). Иными словами, проверяющие не вправе проникать в помещения без согласия компании. Например, если дверь в офис закрыта, а представителя компании не известили об осмотре заранее (постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 № Ф07-11077/2013). Также нельзя считать незаконным отказ в доступе, если налоговиков не пустили только в одно помещение — запертый кабинет директора, а все остальные помещения осмотрели (постановление ФАС Поволжского округа от 12.12.2012 № Ф06-9157/2012).
Компания вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговиков (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК). Правомерность осмотра организации придется оценивать каждый раз самостоятельно либо привлекать специалистов.
Дело в том, что статья 92 Налогового кодекса не содержит прямого запрета на проведение осмотра в перечисленных случаях. Поэтому осмотр, который провели с согласия компании, ее контрагентов или иных лиц, суды часто признают законным и допустимым, даже если изначально это было не так. Подтверждает факт согласия то, что сама компания предоставила доступ налоговикам к своим помещениям (определение ВС от 26.12.2014 № 303-КГ14-6045).
Если налогоплательщик отказался от осмотра, суд впоследствии может признать действия компании неправомерными. Например, если проверяющих не пустили в офис охрана или простые сотрудники, в то время как все документы на проведение осмотра были в порядке. Или же когда компания не показала налоговикам запертое помещение, где хранились документы (постановления ФАС Поволжского округа от 28.05.2014 № Ф06-6598/2013, ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2010 № Ф07-7381/2010).
Читайте далее, к каким последствиям приведет отказ от осмотра, который впоследствии признали незаконным.
Что будет, если отказаться от осмотра
Если налоговики подтвердили полномочия на осмотр, компания обязана их впустить на свою территорию. На этот случай держите под рукой шпаргалку и раздайте сотрудникам. →00
То, что организация не готова к осмотру, не будет уважительной причиной для отказа в доступе. В таком случае проверяющие составят акт о воспрепятствовании (приложение № 14 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).
Незаконный отказ в доступе может повлечь штраф для должностных лиц в размере 10000 руб. (ст. 19.7.6 КоАП). Если осмотр проводят в рамках налоговой проверки, такой отказ даст инспекторам право определить сумму налогов к уплате расчетным путем по собственным данным (подп. 7 п. 1 ст. 31 НК). А в случае выездной налоговой проверки такая ситуация может спровоцировать инспекторов провести выемку.
Если несмотря ни на что решили отказаться от осмотра, безопаснее это задокументировать. Составьте акт о недопуске инспекторов с указанием причин, получите объяснительные или служебные записки ответственных сотрудников, сохраните копию постановления о проведении осмотра, а также фото и видео, если они были.
Если пустили налоговиков на свою территорию, но не согласны с законностью осмотра, зафиксируйте это в протоколе в графе для замечаний (приложение № 16 к приказу ММВ-7-2/628).
Памятка сотрудникам на случай налогового осмотра
1. До начала осмотра проверяющие обязаны подтвердить свои полномочия служебными удостоверениями, предъявить решение о проведении выездной проверки или постановление о проведении осмотра (п. 1 ст. 91 НК, приложения № 5 и № 15 к приказу ФНС от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628).
2. Налоговики обязаны проводить осмотр в присутствии не менее двух понятых (п. 3 ст. 92, п. 2 ст. 98 НК). В качестве понятых не могут выступать лица, заинтересованные в исходе дела, в том числе сами проверяющие (п. 3, 4 ст. 98 НК).
3. Инспекторы не вправе изымать предметы и оригиналы документов. Открывать запертые шкафы, ящики, помещения и т. д. Досматривать личные вещи. Ограничивать перемещение и общение сотрудников, в том числе по телефону.
4. Проверяющие вправе осматривать любые документы и предметы, которые находятся в свободном доступе. Производить фото- и видеосъемку, снимать копии документов. Составлять акты о воспрепятствовании доступу при необходимости (п. 3 ст. 91 НК, приложение № 14 к приказу № ММВ-7- 2/628).
5. На осмотре вправе присутствовать руководитель или законный представитель компании, ее сотрудники, привлеченные специалисты, переводчики. Налоговое законодательство не содержит ограничений по присутствующим.
6. После осмотра налоговики обязаны составить протокол (п. 5 ст. 92 НК, приложение № 16 к приказу № ММВ-7-2/628). Протокол обязаны подписать проверяющие, понятые, законный представитель и другие присутствующие.