Источник публикации: «Учет.Налоги.Право», 2016, № 13
«…Покупатель перевел деньги за товар. Но банк уже две недели удерживает деньги на своем корреспондентском счете и не зачисляет нам на счет. Мы попросили сотрудников объяснить, почему завис платеж. Но в банке ответили, что вправе удерживать деньги клиента на своем корреспондентском счете до 40 дней без объяснения причин. Разве это законно, что банк так долго не переводит деньги? Что нам делать и как заставить банк зачислить платеж?
Из письма главного бухгалтера Оксаны Красновой, г. Санкт-Петербург
У компании, в которой работает наша читательница, возник конфликт с банком. Покупатель заплатил за товар, но компания не получила деньги. Банк считает, что он вправе их удерживать на своем корсчете 40 дней, не объясняя причин. Законно ли это, рассказывают банкиры и независимые эксперты.
Банкиры
Александр Баукен, заместитель начальника юридического управления ОАО «ЧЕЛИНДБАНК»:
— Банк обязан зачислить деньги на расчетный счет не позднее следующего операционного дня после получения платежки. Иные правила банк может установить в договоре. Если особых условий нет и банк не перевел деньги в течение одного дня, он обязан заплатить проценты от зависшей суммы по ключевой ставке 11 процентов. Такие правила записаны в статье 31 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1. Чтобы быстрее получить деньги, обратитесь в банк с письменным запросом.
Марина Загоруйко, советник председателя правления ООО РИКБ «Ринвестбанк»:
— Банк вправе учитывать деньги на счете 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентский счет, до выяснения» не более пяти рабочих дней, не считая день поступления платежа. Например, из-за неверных реквизитов (п. 4.1 Положения, утв. Банком России от 19.06.12 № 383-П). За это время банк обязан уточнить реквизиты платежного поручения. Если их выяснить не удалось, банк возвращает деньги отправителю платежа. Если банк не зачислил деньги, он обязан заплатить проценты по ставке по договору расчетного счета. Если в договоре не сказано о процентах, то по средней ставке банковского процента по вкладам «физиков» (ст. 395, 856 ГК РФ). Отправьте в адрес банка претензию с требованием зачислить платеж и заплатить проценты.
Независимые эксперты
Максим Егоркин, ведущий юрист ГК «Налоговый щит»:
— Компания вправе потребовать с банка проценты за пользование ее деньгами по ключевой ставке 11 процентов либо по ставке, установленной договором (ст. 852, 856 ГК РФ). Кроме того, компания может потребовать от банка возместить убыток в размере, который превышает проценты (п. 2 ст. 395 ГК РФ). Размер убытка компания определяет на основании статьи 15 ГК РФ. К примеру, из-за незаконных действий банка компания не смогла погасить свои долги и должна заплатить неустойку.
Игорь Гусев, старший юрист юридической компании VEGAS LEX:
— Банк обязан зачислить деньги на расчетный счет компании не позже следующего дня после того, как получил платежку. Более короткий срок компания и банк вправе предусмотреть в договоре (ст. 849 ГК РФ). Если банк нарушает эти сроки, он обязан заплатить проценты по статье 395 ГК РФ. Также компания вправе потребовать от банка, чтобы он компенсировал убытки, которые не покрыли проценты (ст. 856, 866 ГК РФ).
Наше мнение
Наталья Телешенко, эксперт финансового отдела «УНП»:
— Сначала проверьте договор на обслуживание счета. Если там есть условие о том, что банк может удерживать деньги, то банкиры ничего не нарушают. Если условия об удержании денег нет, отправьте управляющему вашего банка претензию. В ней попросите, чтобы банк объяснил, по какой причине удерживает деньги на корсчете. Также напишите срок, в течение которого компания будет ждать ответ. Обычно после подобного письма банк зачисляет деньги на счет клиента. Если управляющий проигнорирует претензию, то напишите повторное письмо с требованием заплатить проценты. Если в договоре не сказано о процентах, то рассчитайте их по средней ставке банковского процента по вкладам «физиков» (ст. 395, 856 ГК РФ). Решить проблему быстрее помогает обращение в головной офис банка, а не в местное отделение.