Специалисты Группы компаний «Налоговый щит» успешно завершили ряд судебных дел, связанных с подтверждением правомерности применения налогоплательщиком (экспедитором в международных перевозках грузов) налоговой ставки 18 процентов по НДС, и связанных с ними дел о взыскании с него неосновательного обогащения в связи с неправильным применением налоговой ставки.
Споры между экспортерами и налоговыми органами (как правило, с привлечением участников перевозочного процесса в качестве третьих лиц) по поводу правильности применения налоговой ставки и права налогоплательщика на применение налоговых вычетов по НДС по услугам перевозчиков (экспедиторов) в последнее время не редкость. Основу для появления таких споров заложили судебные позиции Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения участниками внешнеэкономической деятельности налоговой ставки при оказании услуг в отношении экспортируемых товаров. Данные позиции сводятся к тому, что налогоплательщик не вправе произвольно применять налоговую ставку (изменять ее в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Постановления Президиума ВАС РФ от 19.06.2006 г. № 1964/06, от 19.06.2006 г. № 16305/05, Определение КС РФ от 15.05.2007 г. № 372-О-П).
В случае неправильного выбора сторонами сделки ставки НДС (18 % вместо 0 %), экспортер лишается права на применение налогового вычета в части НДС, уплаченного контрагенту (перевозчику, экспедитору) в связи с оказанием им услуг, оказанных в отношении экспортного товара. Причем суммы НДС, уплаченные экспортерами поставщикам таких услуг с применение налоговой ставки 18 процентов, квалифицируются экспортерами в качестве сумм неосновательного обогащения экспедитора, которые подлежат возврату на основании соответствующих исков.
Налогоплательщику-экспедитору – Клиенту Группы компаний «Налоговый щит» — было предъявлено несколько исков о взыскании неосновательного обогащения в связи неправомерным применением им налоговой ставки в размере 18 процентов при оказании услуг, связанных с реализацией и экспортного товара. Основанием для предъявления таких исков явились решения налогового органа об отказе в возмещении экспортеру НДС, предъявленного экспедитором по данным услугам. При этом, поскольку экспортером на момент обращения в суд с исками к нашему Клиенту были инициированы также судебные разбирательства по обжалованию соответствующих решений налогового органа, экспедитор был привлечен в данные судебные процессы в качестве третьего лица. Налогоплательщиком для защиты своих прав и интересов в качестве представителя были привлечены специалисты Группы компаний «Налоговый щит».
Выступив на стороне заявителя-налогоплательщика в его споре с налоговым органом, мы аргументировано доказывали правомерность применения экспедитором налоговой ставки 18 процентов, поскольку в отношении ряда перевозок грузов, на момент заключения сделок и оказания услуг отсутствовали документы, подтверждающие экспортный характер груза. Кроме того, наши юристы обратили внимание суда на то обстоятельство, что услуги по организации перевозок отдельных грузов оказывались в отношении груза, перевозимого не качестве экспортируемого товара, а в качестве сырья, предназначенного для производства товара, впоследствии подлежащего вывозу за пределы таможенной территории России. Кроме того, у налогоплательщика-экспедитора отсутствовали документы, позволяющие ему применить налоговую ставку 0 процентов в соответствии со статьей 165 НК РФ. Также мы указали на то обстоятельство, что поскольку сумма НДС, подлежащая вычету у экспортера, определялась по данным раздельного учета пропорциональным методом, а не прямым счетом (применительно к каждой перевозке), то распространять выводы о неправомерном применении ставки 18 процентов на услуги, оказанные нашим Клиентом, в указанных условиях недопустимо.
Решениями судов первой инстанции, оставленных без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, решения налогового органа были признаны незаконными. Тем самым была подтверждена правомерность применения участниками сделок налоговой ставки 18 процентов по услугам, связанных с перемещением грузов, что исключает удовлетворение требований экспортера о взыскании неосновательного обогащения с экспедитора.