Источник публикации: «Документы и Комментарии», 2012, № 14
Официально
В комментируемом письме Минфин России решал, как следует учитывать расходы на размещение рекламных баннеров в терминалах экспресс-оплаты в целях налогообложения прибыли.
Выводы ведомства основаны на анализе совокупности правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере рекламы и налогообложения рекламных расходов.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама доводится до потребителя, в том числе посредством опубликования информации в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети Интернет).
Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли делятся на нормируемые (принимаемые в пределах установленного норматива) и ненормируемые (принимаемые в сумме фактических затрат). Абзацами 2 — 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ установлено, что к ненормируемым расходам на рекламу в целях главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ относятся расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные в абзацах 2 — 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
На основании вышеизложенного Минфин России пришел к выводу, что если распространение рекламы осуществляется путем использования программного обеспечения, установленного в платежном терминале, без передачи рекламной информации через телекоммуникационные каналы связи, затраты на размещение рекламных баннеров в терминалах экспресс-оплаты в целях налогообложения прибыли включаются в состав расходов на рекламу, учитываемых в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.
Возражения
По нашему мнению, такой подход не является бесспорным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационные технологиях и о защите информации» (далее — Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Согласно подпункту 9 статьи 2 указанного закона распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Таким образом, исходя из данных положений и пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе для целей применения статьи 264 НК РФ под рекламой через информационно-телекоммуникационные сети понимается распространение рекламной информации через технологическую систему, предназначенную для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 03.06.09 № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» — платежный терминал — устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Согласно техническим характеристикам платежных терминалов составными частями в обязательном порядке являются компьютерный блок и GPRS/GSM-модем — устройство, предназначенное для организации обмена информацией между платежным терминалом и сервером платежной системы по технологии беспроводной связи GPRS или GSM.
Иначе говоря, платежный терминал в смысле Закона № 149-ФЗ представляет собой часть технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, в том числе, рекламной, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Следовательно, размещение рекламных баннеров в терминалах экспресс-оплаты можно отнести к рекламе, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, и в целях налогообложения прибыли затраты на такую баннерную рекламу относятся к ненормируемым расходам и включаются в состав расходов на рекламу в размере понесенных расходов.
Вместе с тем, учет рассматриваемых расходов на рекламу в полном объеме, в свете данного комментария Минфина России, влечет возникновение существенных налоговых рисков доначисления налога на прибыль, пени и применения штрафов.