Правомерны ли действия инспекции?

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2012, № 8

Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку организации. В ходе проверки некоторые первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, инспекции представлены не были. Они были представили инспекции после составления справки по результатам выездной проверки. На этом основании инспекция не приняла их в расчет при исчислении налоговых обязательств организации по налогу на прибыль. Правомерны ли действия инспекции?

 

Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законом о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога:

  • на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период (ст. 52, 58 НК РФ);
  • на основании принятого по результатам налоговой проверке (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по итогам которого налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период (ст. 101 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Это полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются по гл. 25 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Исчисляемая налогоплательщиком или определяемая налоговым органом по результатам налоговой проверки сумма налога на прибыль должна соответствовать реальным обязательствам налогоплательщика с учетом сумм полученных доходов и произведенных расходов (постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09 и пр.). Согласно п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, который обязан обеспечить возможность должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Выездная налоговая проверка осуществляется на основании документов и информации, полученной налоговым органом при проведении проверки от налогоплательщика, его контрагентов и третьих лиц, а также документов и информации, имеющихся у налогового органа. При этом если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены в налоговый орган с нарушением сроков, такие документы и информация не будут считаться полученными с нарушением закона и, следовательно, могут быть использованы в качестве доказательств (п. 4 ст. 101 НК РФ). Закон предусматривает также возможность получения и использования налоговым органом в качестве надлежащих доказательств документов и информации, полученных ими за рамками налоговой проверки, и обязательность их учета налоговым органом при принятии решения по результатам такой проверки. Так, в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Более того, согласно п. 6 ст. 101 НК РФ до вынесения окончательного решения по результатам налоговой проверки налоговый орган в случае необходимости получения дополнительных доказательств вправе вынести о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может производиться и истребование у налогоплательщика дополнительных документов в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ. Положения п. 2 ст. 139 НК РФ также предусматривают возможность предоставления налогоплательщиком уже после окончания проверки и составления итогового решения вместе с жалобой, в т.ч. с апелляционной жалобой на решение налогового органа, обосновывающих жалобу документов. Из указанных норм в их системной взаимосвязи с указанными выше положениями следует, что налоговые органы для установления реальных налоговых обязательств налогоплательщика обязаны совершать действия, направленные на объективное определение налоговых обязательств налогоплательщика, и имеют для этого соответствующие правовые возможности.

Таким образом, по мнению автора, отказ налогового органа от исследования и оценки дополнительных доказательств, представленных после окончания налоговой проверки, может привести к возложению на налогоплательщика обязанностей, не соответствующих реальному объему его налоговых обязательств, что противоречит ст. 35, 57 Конституции РФ, ст. 88, 93, 100, 101, НК РФ. В связи с этим налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации при определении налоговых обязательств должна была устанавливать реальные обязательства налогоплательщика, учитывая предоставленные им документы после составления справки по результатам выездной налоговой проверки. Правомерность такого подхода подтверждается и судебно-арбитражной практикой (постановление Президиума ВАС РФ от 10.04.2012 № 16282/11).

Непредставление же налогоплательщиком налоговому органу документов в соответствии с требованием может являться только основанием для привлечения его к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, а также основанием для применения налоговым органом расчетного метода определения налога, подлежащего уплате в бюджет, предусмотренным ст. 31 НК РФ (постановлении от 03.07.2012 № 2341/12).

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Читайте также:

Придется ли в 2020 году платить больше налога на имущество? В журнале «ПНП» опубликована статья управляющего партнера ГК «Налоговый щит» Владислава Брызгалина, в которой он проанализировал изменения по налогу на имущество

С 2014 года компании платят налог на имущество по кадастровой стоимости. Раньше это касалось только торговых центров, офисно-деловых зданий, помещений в них и жилых домов в собственности. Законодатели добавили в список «иные объекты» (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Если…

Подробнее
Имеют ли территориальные налоговые органы право на осуществление ценового контроля в отношении сделок между взаимозависимыми лицами? / Управляющий партнёр ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин проанализировал позиции ВС РФ

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2012, № 8 Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку организации. В ходе проверки некоторые первичные документы, подтверждающие произведенные расходы, инспекции представлены не были. Они были представили инспекции после составления справки по результатам выездной проверки. На этом…

Подробнее
Имеют ли территориальные налоговые органы право на осуществление ценового контроля в отношении сделок между взаимозависимыми лицами? / Управляющий партнёр ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин проанализировал позиции ВС РФ

Сразу два судебных акта, посвященных вопросу о праве территориальных налоговых органов на осуществление контроля в отношении цен в неконтролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, принял Верховный Суд РФ. И если в Решении от 01.02.2016 № АКПИ15-1383, которым отказано в удовлетворении административного…

Подробнее

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять