Налоговый бюллетень: Новое в налогообложении на 08.09.2020

Уважаемые господа,

представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор изменений законодательства о налогах и сборах, разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Определение ВС РФ от 21.08.2020 N 301-ЭС20-5798

Поскольку спорные суммы страховых взносов были уплачены предпринимателем не добровольно, а на основании требования налогового органа, то указанные суммы считаются не излишне уплаченными, а излишне взысканными. Поэтому порядок их возврата регламентируется не статьей 78, а статьей 79 НК РФ. В статье 79 НК РФ отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканных сумм только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса об их возврате. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. В связи с этим подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговый орган до обращения в суд является правом налогоплательщика, но не его обязанностью.

Письмо Минфина России от 16.07.2020 N 03-02-07/1/62040

  • Для отнесения системообразующей организации к заинтересованным лицам в целях применения Правил предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов (Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», требуется соответствующее решение Правительства РФ.
  • Положительное решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов может быть принято только в случае поступления в налоговый орган деклараций и (или) расчетов, необходимых как для расчетов показателей, установленных пунктами 3, 11 и 12 Правил, так и для установления сумм платежей, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка).
  • Правила не ограничивают количество заявлений о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, которые может подать заинтересованное лицо.
  • Пунктом 3 постановления N 409 на 3 месяца продлены сроки представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС), налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм налогов на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, срок подачи которых приходится на март — май 2020 г., и до 15 мая 2020 г. продлены сроки представления налоговых деклараций по НДС, расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г. Указанные положения не влекут продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе в случае, когда в соответствии с НК РФ срок уплаты указанных платежей установлен не позднее даты представления налоговой декларации (расчетов).
  • Заинтересованное лицо, в соответствии с Правилами, имеет право на отсрочку или рассрочку уплаты страховых взносов при наличии у него одного из показателей, перечисленных в пункте 3 Правил. Согласно пункту 4 Правил размер доходов определяется в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Расчет снижения размера доходов производится на основании показателей за квартал, предшествующий кварталу, в котором подается заявление об отсрочке или рассрочке по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. Эти данные сравниваются с показателями за аналогичный период 2019 года. Для организаций, применяющих общий режим налогообложения, размер доходов определяется на основании данных налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий налоговый (отчетный) период. Размер доходов от реализации товаров (работ, услуг) определяется на основании данных налоговой декларации по НДС за соответствующий налоговый период. По заявлениям, подаваемым во II квартале 2020 г., заинтересованное лицо вправе указать на необходимость их рассмотрения с учетом показателей, предусмотренных пунктом 3 Правил, за указанный квартал 2020 г. в пределах сумм, указанных в представленных заинтересованным лицом декларациях и (или) расчетах.

Письмо Минфина России от 10.08.2020 N 03-02-07/1/72100

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ в редакции подпункта «а» пункта 22 статьи 1 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступает в силу с 01.10.2020) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей. При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов и сбора не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов. С 01.10.2020 налоговый орган вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов и (или) сборов, излишне уплаченных до 01.10.2020.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Приказ ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/85@

Утвержден перечень документов (информации) об имуществе, имущественных правах и обязательствах организации (индивидуального предпринимателя) – налогоплательщика, истребуемые в соответствии с пунктом 2.1 статьи 93.1 НК РФ (случаи, когда должностное лицо налогового органа, принявшего предусмотренное статьей 46 НК РФ решение о взыскании недоимки, размер которой превышает 1 миллион рублей, в отношении организации или индивидуального предпринимателя, при условии, что такое решение не исполнено в течение десяти дней с даты его принятия, вправе истребовать у указанных лиц документы (информацию) об их имуществе, имущественных правах и обязательствах).

 

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Письмо Минфина России от 18.05.2020 N 07-01-10/40375

Если законодательство РФ обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. В этой связи расходы налогоплательщика по выплате заработанной платы работникам, начисленной за дни, официально установленные как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы, могут быть учтены в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@

Затраты организации на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты, а также расходы на дезинфекцию помещений, расходы организации, направленные на предупреждение и предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции, могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, на основании статьи 264 НК РФс учетом положений статьи 252 НК РФ. При этом приобретение средств индивидуальной защиты в виде антисептических средств, градусников, масок, перчаток должно осуществляться с учетом рекомендаций по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленных письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Учитывая изложенное, расходы на приобретение средств индивидуальной и коллективной защиты должны быть адекватными количеству работающих лиц, частоте проводимой очистки предметов и дезинфекции помещений, а также площади помещений, подлежащих санитарной обработке.

Письмо Минфина России от 07.08.2020 N 03-03-06/1/69400

В случае, если расходы налогоплательщика на оплату проезда к месту работы и обратно произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту работы и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 НК РФ.

 

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Определение ВС РФ от 24.07.2020 N 305-ЭС20-8184

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Москве от 22.11.2016, принятым по результатам рассмотрения заявления Департамента городского имущества от 01.11.2016, кадастровая стоимость спорного здания признана недостоверной. На основании решения комиссии в государственный кадастр недвижимости 20.12.2016 внесены сведения об изменении кадастровой стоимости здания. Постановлением Правительства Москвы от 26.12.2016 изменена редакция Постановления Правительства Москвы № 688-ПП, в частности, изменена кадастровая стоимость спорного здания. Также установлено, что кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2016. Действительно, недостоверное определение кадастровой стоимости объекта недвижимости не может служить основанием для освобождения плательщика от обязанности по уплате налога. Однако, это не означает, что налоговая обязанность общества за 2016 год подлежала определению исключительно исходя из сведений об исправленном значении кадастровой стоимости, определенной методом «массовой оценки» с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости. В ситуации, когда временная неопределенность в установлении размера налоговой базы возникла в течение налогового периода и сведения о вновь определенной кадастровой стоимости были внесены в государственный кадастр недвижимости только 20.12.2016, налогоплательщик не имел полноценной возможности реализовать свое право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости. В связи с этим плательщики налога на имущество, столкнувшиеся с временной неопределенностью в определении налоговой базы принадлежащего им имущества в течение налогового периода 2016 года, в сложившейся исключительной ситуации не могут быть лишены права на предоставление доказательств, подтверждающих величину рыночной стоимости объектов налогообложения, непосредственно в суд.

Письмо Минфина России от 17.06.2020 N 03-05-05-01/52073

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания. При этом положения пункта 15 статьи 378.2 НК РФ распространяются только на те объекты недвижимого имущества, по которым принято решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решение суда об изменении кадастровой стоимости (установлении рыночной стоимости) относительно конкретных объектов недвижимости. По вопросу налогообложения образованных в течение налогового периода помещений, имеющих кадастровые номера и соответствующие им кадастровые стоимости, в результате раздела здания, включенного в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых исходя из кадастровой стоимости (Перечень), необходимо руководствоваться абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 НК РФ, на основании которого для целей налогообложения в отношении указанных объектов принимается кадастровая стоимость, определенная на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта. Относительно определения кадастровой стоимости помещения, соответствующей доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания, в соответствии с пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ следует иметь в виду, что данная норма применяется только в случае, когда определена кадастровая стоимость здания, но при этом кадастровая стоимость помещения не определена.

 

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

Постановление ФСС РФ от 25.06.2020 N 107

Во исполнение и для реализации пункта 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524, утверждены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2021 год.

Приказ Минтруда России от 23.06.2020 N 365н

В Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, внесены дополнения, согласно которым финансовому обеспечению в 2020 году за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на реализацию мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID19): а) приобретение средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок и (или) средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа — респираторов и (или) многоразовых тканых масок), а также щитков лицевых, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов (средства защиты); б) приобретение дезинфицирующих салфеток и (или) дезинфицирующих кожных антисептиков для обработки рук работников (дезинфицирующие средства) и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук указанными антисептиками (дозирующие устройства); в) приобретение устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, и (или) дезинфицирующих средств вирулицидного действия для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей; г) приобретение устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника и (или) термометров; д) проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

Письмо Минфина России от 07.07.2020 N 03-15-06/58517

  • Учитывая, что организация работодателями г. Москвы проведения исследований работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) направлена на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения нормальных (безопасных) условий труда работников и соблюдения требований режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также не связана с выплатами в пользу работников, то оплата организацией стоимости данного исследования по договору с медицинским учреждением, допущенным к проведению такого исследования в соответствии с законодательством РФ, не признается объектом обложения страховыми взносами.
  • В случае если организация заключает на срок не менее одного года договоры ДМС или договоры на оказание медицинских услуг с медицинскими учреждениями, в рамках которых могут осуществляться исследования работников на предмет наличия у них новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), то суммы платежей по таким договорам также не подлежат обложению страховыми взносами.
  • Однако в случае, если организация компенсирует работникам их расходы на проведение указанного исследования в медицинских учреждениях, то, учитывая, что такие выплаты не поименованы в перечне сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, в статье 422 НК РФ, данные суммы компенсации облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Письмо ФСС РФ от 05.08.2020 N 02-09-11/12-05-19094

На 2020 год расширен перечень предупредительных мер путем включения в него мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Реализация мероприятий применяется для всех работников независимо от условий труда на их рабочих местах. Проведение лабораторного обследования работников на COVID-19 осуществляется только в рамках тестирования работников на COVID-19. Лабораторные работы могут проводиться исключительно в лабораториях, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных II степени потенциальной опасности (патогенности). Объем средств, направляемых на указанные цели, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. Для обоснования расходов страхователь представляет перечень мероприятий, разработанный с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. При приобретении средств индивидуальной защиты страхователь представляет их перечень с указанием количества, стоимости и количества работников, обеспеченных указанными средствами в соответствии с нормами выдачи, рекомендованными Роспотребнадзором. Страхователь вправе обратиться с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 01.10.2020. Срок представления информации о результатах рассмотрения заявлений страхователей и принятых решениях о направлении средств на финансовое обеспечение предупредительных мер продлевается до 1 ноября 2020 года.

Письмо ФНС России от 12.08.2020 N СД-4-3/12972@

Плательщики страховых взносов вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, установленные Федеральным законом N 102-ФЗ, при условии внесения сведений о них в реестр субъектов МСП вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности. Указанные выше нормы Федерального закона N 102-ФЗ применяются плательщиками страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, за периоды начиная с апреля 2020 г.

СКАЧАТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Читайте также:

Налоговый бюллетень: Новое в налогообложении на 23.11.2020

Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор разъяснений государственных органов и судебно-арбитражной практики по вопросам налогообложения.

Подробнее
Налоговый бюллетень: Актуальные правовые позиции Конституционного суда и Верховного суда по налоговым спорам на 29.10.2020

Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию Налоговый бюллетень, содержащий краткий обзор подготовленного ФНС России документа «Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2020 года по вопросам налогообложения».

Подробнее
TaxAlert: Истребование у налогоплательщика на основании статьи 93.1 НК РФ в целях проведения предпроверочного анализа документов (информации), не относящихся к конкретным сделкам, неправомерно

Уважаемые господа, представляем Вашему вниманию очередной выпуск TaxAlert, содержащий краткий анализ Решения Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2020 по делу № А40-211149/2018, в котором суд пришел к выводу об отсутствии у налоговых органов права на истребование в рамках предпроверочного анализа документов…

Подробнее

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять